Коррекция больных эпилепсией

Когнитивные нарушения и их коррекция у детей с эпилепсией

С.В. Балканская, В.М. Студеникин, Л.М. Кузенкова, О.И. Маслова, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН

Эпилепсия — частая хроническая неврологическая патология у детей. Среди зарегистрированных 50 млн больных эпилепсией не менее 15 млн составляют дети. Высокая распространенность эпилепсии в популяции, частое сочетание с умственной отсталостью и изменениями личности, необходимость длительной антиконвульсантной терапии определяют исключительную значимость данной проблемы в нейропедиатрии.

В многочисленных исследованиях за последние 25 лет было показано, что дети с эпилепсией испытывают более выраженные трудности школьного обучения, чем их здоровые сверстники или дети с другой хронической патологией [1, 2, 3]. Когнитивные нарушения у больных с эпилепсией детерминированы сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Ученые выделили пять основных моментов, которые могут объяснить когнитивные и поведенческие проблемы у детей при эпилепсии:

  • патология головного мозга,
  • эпилептогенное повреждение,
  • эпилепсия (как основа электрофизиоло гической дисфункции)
  • лекарственные препараты,
  • психосоциальные факторы [4, 5].

Характер когнитивного «эпилептического» дефицита может быть приобретенным, флюктуирующим, прогрессирующим хроническим, деградирующим (развитие деменции).

В нарушении познавательной деятельности больных эпилепсией выделяют два механизма:

  • снижение степени активности психической деятельности за счет снижения уровня ее энергообеспечения;
  • качественные изменения интеллекта на фоне сохранности его уровневых характеристик, вызываемые, по-видимому, локализацией и латерализацией очагов пароксизмальной активности в головном мозге [6, 7, 8, 9]. Так, Эрманн B.P. с соавт. [2002] предполагают, что височная эпилепсия с дебютом в детском возрасте (до 14 лет) вызывает значительную редукцию мозговой ткани в гипокампальной области, с распространением на экстрависочные регионы.

Доброкачественная парциальная эпилепсия детского возраста с центро-височными спайками (роландическая эпилепсия) — удобная модель для детального изучения конкретных факторов повреждения когнитивных функций в силу отсутствия явного структурного церебрального повреждения, неврологического и психического дефицита. У пациентов с роландической эпилепсией описываются минимальные нарушения поведения и тонкой моторики, которые ассоциируются с очаговыми роландическими спайками [2, 11]. Наличие эпилептиформного очага на стороне доминантного полушария может вызывать речевую дисфункцию [12, 13, 14, 15]. Отмечаются незначительные различия в выполнении познавательных тестов, в основном на внимание и зрительно-моторную координацию между пациентами и детьми группы контроля [16, 17, 18], интеллектуальный или поведенческий дефициты при нейропсихологическом тестировании 20. У пациентов может затрудняться познавательная деятельность и снижаться школьная успеваемость [4, 26, 27]. Однако важно отметить, что у многих детей с эпилепсией нет когнитивной дефицитарности и не все проблемы школьного обучения обусловливаются эпилепсией или приемом противосудорожных препаратов [1, 28, 29]. Высокая пластичность развивающегося мозга у детей повышает вероятность благоприятного прогноза и определяет необходимость совершенствования методов диагностики и лечения последствий эпилепсии в детском возрасте [30].

КЛИНИЧЕСКОЕ ИСЛЛЕДОВАНИЕ

На базе психоневрологического отделения НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН (руководитель Кузенкова Л.М.) проводилось исследование эффективности ноотропного препарата Пантогам ® (компания «ПИК-ФАРМА», Россия) в метаболической коррекции когнитивных нарушений у детей с роландической эпилепсией.

По химической структуре Пантогам ® (кальциевая соль гопантеновой кислоты) является высшим гомологом витамина В5 (пантотеновой кислоты) и естественным метаболитом ГАМК. Благодаря этому Пантогам обладает мягким психостимулирующим и умеренным седативным эффектом, которые отличают его от других ноотропов и позволяют применять у детей с судорожным синдромом. Пантогам нормализует метаболизм ГАМК и энергетические процессы в ЦНС, улучшает кровоснабжение мозга. При использовании Пантогама улучшается утилизация глюкозы, стимуляция синтеза белка и РНК в нейронах, повышается устойчивость нервных клеток к гипоксии и ишемии [31,32].

В ходе работы был обследован 21 ребенок (12 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 6 до 8 лет с роландической эпилепсией. Оценка уровня и структуры когнитивных расстройств проводилась с применением современных тестовых компьютерных систем, предназначенных для оценки зрительного восприятия, внимания, памяти, забывания и оперантной трансформации зрительного образа, оценки аналитико-синтетических процессов по показателям перестройки стратегии принятия решения в условиях выбора.

ЭЭГ-исследования проводились в отделении функциональной диагностики (руководитель профессор Лукина О.Ф.) ГУ НЦЗД РАМН. Мониторинг осуществлялся в период бодрствования или во время дневного сна при помощи компьютерного электроэнцефалографа.

У всех обследованных детей отмечались дебют приступов до 7 лет, длительность заболевания менее 3 лет, медикаментозная ремиссия более 3 месяцев. Каждый ребенок получал антиэпилептический препарат в терапевтической дозе. Основными жалобами на момент поступления были периодические головные боли (38% детей), повышенная утомляемость (66,7%), нарушение сна (трудности засыпания, беспокойный и поверхностный сон, страшные сны) — у 19% пациентов. Школьная неуспеваемость отмечалась у 9 пациентов (42,9%), проблемы поведения в виде двигательной расторможенности — у 12 детей (57,1%), выраженные затруднения познавательной деятельности — у 2 больных (9,5%). Особенности раннего анамнеза: умеренная отягощенность пре- и перинатального анамнеза выявлена у 8 (38,1%) детей, недоношенность — у 2 (9,5%). В неврологическом статусе при поступлении у всех детей отмечались клиническая медикаментозная ремиссия по приступам более 3 месяцев, легкие или умеренно выраженные общемозговые и вегетативные нарушения, микроочаговая микросимптоматика, оживление сухожильных рефлексов.

Электроэнцефалографические изменения имели следующие характеристики: нерегулярный альфа-ритм был выявлен у 33,3% детей, диффузное усиление медленноволновой активности — у 14,3%, локальное усиление медленноволновой активности — у 71,4% больных, пароксизмальная активность (неспецифическая, диффузная) — у 19%, локальная неспецифическая активность — у 23,8% пациентов, фокальная эпилептиформная активность -у 85,7%, левосторонняя локализация — у 71,4% детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящем исследовании особое внимание отводилось оценке функций внимания и памяти. Нейропсихологическое обследование выявило наличие умеренно выраженного парциального дефицита когнитивных функций у большинства обследованных детей. Только 28,6% детей не показали отклонений от возрастной нормы группы сравнения. Было установлено, что у пациентов с роландической эпилепсией наиболее страдали функции, характеризующие качество аналитико-синтетических процессов: распределение внимания, кратковременная зрительная память, образное мышление и темп психомоторной деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования психофизиологических функций у пациентов с роландической эпилепсией

Использованные источники: medi.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

Необходимость нейродиагностики и коррекции различных звеньев психики при эпилепсии.

Клинический психолог Лия Владимировна Черникова, нейропсихолог, действительный член ППЛ.

Эпилепсия у детей и взрослых вызвана пароксизмальными разрядами в нейронах головного мозга, обычно проявляется типичными повторными приступами различного характера, но существуют также разновидности эпилептических припадков в виде внезапно наступающих расстройств настроения -дисфории или сознания, а также постепенным развитием характерных изменений личности, характера, формированием акцентуаций, т.е. развитием заостренных черт, выглядящих со стороны, как необычное поведение человека. В некоторых случаях наблюдаются психозы, неврозы, которые протекают остро или хронически и проявляются такими состояниями, как тревожность, страх, тоска или наоборот приподнятым настроением, а также бредом, галлюцинациями. Эти описанные симптомы бросаются в глаза окружающим людям, тогда как трудности в обучении ребенка, уровень развития мышления, различные виды памяти, да и в целом: способность человека реализовать свои потребности возможно выявить только в ходе качественной психо- и нейродиагностики.

Очаги эпи-активности или другие пароксизмальные нарушения изменяют работу головного мозга, влияя на функционирование различных его звеньев, иногда выпадение лишь одного звена мышления, например способности симультанно (одновременно) оценивать отдельные элементы, влияет на анализ и общее восприятие полученной информации человеком. При височных видах эпилепсии выраженно страдает эмоциональная и речевая сферы, мышление, при нарушениях биоэлектрической активности в срединных отделах головного мозга снижается адаптивность и коммуникабельность пациента, доказана связь этих отделов с развитием аутизма, но главным образом нарушается работа первого функционального блока мозга, отвечающего за поддержание оптимального тонуса нервной системы, за баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, т.е. базовый уровень. Лобные отделы головного мозга отвечают за упорядоченность, последовательность действий и мышления, но особо важны они в проявлении самоконтроля, воли и мотивации человека. Генерализованные приступы, во время которых происходит разрыв нейронных связей приводят к серьезным последствиям, у детей задерживаются все виды развития, у взрослых возможны нарушения памяти, психические изменения, патологии, возникающие при эпилепсии разнообразны.

Пациенту, состоящему на учете у невролога-эпилептолога всегда необходимо сопровождение нейропсихолога (клинического психолога) и психиатра, чтобы предотвратить развитие душевных расстройств и скорректировать нарушения мышления, функционирование нервной системы и головного мозга.

Полная нейродиагностика всех психических функций пациента проводится в течение нескольких встреч с клиническим психологом после первичной консультации, на которой учитываются результаты различных обследований: ЭЭГ, МРТ, УЗДГ, невролога, психиатра и др., а также оценивается общая динамика движений, моторики, речи, психо-эмоционального состояния больного. Нейрокоррекция включает работу со всеми тремя функциональными блоками мозга, клинический психолог составляет план реабилитации высших психических функций с учетом индивидуальных особенностей пациента, разрабатываются рекомендации для работы различных специалистов: кинезиотерапевта, массажиста, психотерапевта.

Использованные источники: www.alpharitm.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Обморок различие эпилепсией

  С похмелья приступ эпилепсии что делать

  Эпилепсия из-за отека головного мозга

  Как вы лечить приобретены эпилепсии

«Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»

Программа курса Кудеяровой Т.А.

«Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»

Слушатели: воспитатели, педагоги, родители

Программа содержит необходимые для слушателей сведения о понятии болезни «эпилепсия», причинах, ее проявлениях, течении болезни в детском и подростковом возрасте, влияние на личность и поведение детей и подростков, на развитие личности, адаптацию и социализацию в обществе, способы коррекции поведения детей и подростков, больных эпилепсией.

ЦЕЛЬ программы: формирование профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для адекватной коррекции обнаруженных дефектов в развитии личности и поведении детей и подростков, больных эпилепсией.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

  • Познакомить слушателей с литературными источниками, необходимыми для восприятия материала курса и для последующей адекватной коррекционной деятельности;
  • Сформировать представления об особенностях заболевания «эпилепсия», о ее причинах, течении, проявлениях в детском и подростковом возрасте;
  • Познакомить слушателей с влиянием болезни на личность и поведение детей и подростков: нарушения развития, девиантное и делинквентное поведение, варианты нормы, одаренные дети с диагнозом «эпилепсия»;
  • Сформировать представления об эффективной адаптации и социализации детей и подростков в социуме;
  • Познакомить слушателей с методами коррекции в зависимости от дефектов развития личности и поведения детей и подростков, больных эпилепсией;
  • Сформировать у слушателей толерантное отношение к болезни «эпилепсия», устранить предрассудки и стигматизацию болезни.

В результате освоения предполагаемого модуля слушатель должен ЗНАТЬ:

  • Общие закономерности развития и течения болезни «эпилепсия» у детей и подростков;
  • Влияние болезни на личность и поведение детей и подростков;
  • Существующие приемы и методы коррекции личности и поведения детей и подростков, больных эпилепсией
  • Использовать полученные теоретические и практические знания и навыки для адекватной коррекции обнаруженных дефектов в развитии личности и поведении детей и подростков, больных эпилепсией;
  • Толерантно относиться к детям и подросткам с эпилепсией, их грамотная адаптация и социализация в социуме;
  • Для рациональной организации групповых и индивидуальных занятий;
  • Работать со специальной литературой.
  • Знаниями о нарушениях личности и поведении детей и подростков, больных эпилепсией;
  • Навыками адекватного использования как традиционных, так и инновационных приемов и методов коррекции в процессе групповой и индивидуальной работы.

Распределение часов лекционных и семинарских занятий

Эпилепсия: понятие, причины, виды эпилептических припадков

январь или февраль

Учение об «эпилептической личности»

Личностные, интеллектуальные и поведенческие изменения у детей и подростков.

Варианты течения болезни и возможные изменения личности при эпилепсии: стойкие изменение психики, нормальное развитие личности, одаренная личность.

Микросоциальное окружение и особенности значимых отношений у детей и подростков, больных эпилепсией

Функциональные наслоения при эпилепсии

Коррекция личности и поведения детей и подростков, больных эпилепсией

Профилактика изменений личности и нарушений поведения при эпилепсии

  1. Белоусова Е.Д.Доброкачественные эпилептические приступы и доброкачественные эпилепсии детства — М.: Миклош, 2012. — 200 с. ISBN 978-5-91746-060-4
  2. Белоусова Е. Д., Ермаков А. Ю. Под редакцией. Дифференциальный диагноз эпилепсии / Белоусова Е. Д., Ермаков А. Ю., Дорофеева М. Ю. и др. / — М.: Пульс, 2007, — 364 с.: ил. ISBN 978-5-93486-052-4
  3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов – н/Д: Феникс, 1996. – 448 с.
  4. Болдырев А. И. Эпилепсия у детей и подростков. — М.: Медицина, 1990, —320 с.: ил, —ISBN 5-225-00777-5.
  5. Гузева В.И. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния у детей. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — 568 с.: ил. ISBN 5-89481-533-9
  6. Диагностика и лечение эпилепсий у детей. / Под ред. П. А. Темина, М.Ю. Никаноровой -М.: Можайск — Терра, 1997.- 656 с.
  7. Дзяк Л.A., Зенков Л.P., Кириченко А.Г. Эпилепсия. Киев 2001 – 168 с.
  8. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пос. – 2-е изд., — М.: Академия, 2000. – 208 с.
  9. Земская А. Г. Фокальная эпилепсия в детском возрасте. Медицина 1971 г. – 264 с.
  10. Зенков ЛP. Клиническая эпилептология (с элементами нейрофизиологии) / — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002. —416 с. ил. ISBN 5-89481-105-8
  11. Каубиш В.К. Личность и поведение детей, больных эпилепсией. – Т.: Медицина, 1988. – 114 с.: ил.
  12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544 с.
  13. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Эксмо-Пресс, 1999. – 416 с.
  14. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
  15. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. – М.: Медпресс, 2001. – 592 с.
  16. Мухин К.Ю., Петрухин А.С., Миронов М.Б., Эпилептические синдромы. Диагностика и терапия. (Справочное руководство для врачей) Москва, «Системные решения», 2008 – 125 с.
  17. Мухин К.Ю., Петрухин А.С. Идиопатические формы эпилепсии: систематика, диагностика, терапия. — М.: Арт- Бизнес-Центр, 2000. — 319 с. ISBN 5-7287-0178-7
  18. Одинак М. М., Дыскин Д. Е. Эпилепсия: этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, медикаментозное лечение — СПб.: Политехника, 1997,- 233 с.: ил. ISBN 5-7325-0434-6
  19. Поповиченко Н. В., Расин С. Д. Нейрогормональные взаимоотношения и их нарушения при эпилепсии у детей. Киев – 1977 – 139 с.
  20. Психология аномального развития ребенка: хрестомаматия в 2 т / Под ред.В.В.Лебединского и В.К. Бердышевской. Т.1. – М.: ЧеРо: Высш. Шк.: МГУ, 2002. – 744 с.
  21. Психология аномального развития ребенка: хрестомаматия в 2 т / Под ред.В.В.Лебединского и В.К. Бердышевской. Т.2. – М.: ЧеРо: Высш. Шк.: МГУ, 2002. – 818 с.
  22. Сараджишвили П. М., Геладзе Т. Ш. Эпилепсия. М., «Медицина». 1977, 304 с., ил.
  23. Трошин В.Д., Густов А.В., Кравцов Ю.И., Максутова А.Л. Эпилепсия детей и подростков. Издание третье, исправл. и доп. Н.Новгород: Изд-во Нижегородской медицинской государственной академии, 2002. 316 с. ISBN 5-7032-0418-6
  24. Фундылер. Р.И. Эпилепсия у детей и подростков. Киев. 1967 –196 с.
  25. Эпилептология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. А. С. Петрухина.— М.; Медицина, 2000. — 624 с.: ил.— ISBN 5-225-04415
  26. Эпилептические психозы у детей и подростков. Абрамович Г. Б., Харитонов P. A. Л., «Медицина», 1979, 144 с.
  27. Эпилепсии и судорожные синдромы у детей: Руководство для врачей / Под ред. П.А. Темина, М.Ю. Никаноровой. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Медицина, 1999.— 656 с.: ил.ISBN 5-225-04386-0

Использованные источники: www.b17.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

  С похмелья приступ эпилепсии что делать

Хирургическое лечение эпилепсии — когда иного выхода нет

Эпилепсия – неврологическое хроническое заболевание головного мозга. Считается одной из самых тяжелых и самых распространённых болезней по неврологическому профилю.

Выявляется эпилепсия, как правило, в раннем возрасте. Спонтанные, кратковременные, судорожные, возникающие с неопределённой частотой припадки, и потеря сознания могут сопровождать пациента на протяжении всей его жизни.

Врачи классифицируют болезнь на первичную и вторичную эпилепсию. Первичная форма заболевания носит врожденный характер, поэтому приступы могут появляться уже в детском и подростковом возрасте.

Вторичный (симптоматический) тип эпилептических припадков развивается после повреждений структуры головного мозга (в результате травм) или после нарушения процесса метаболизма в нем (сбой в обменных процессах может быть спровоцирован рядом болезней: опухоль, инсульт, инфекционные заболевания, наркотическая и алкогольная зависимости).

Заболевание не новое, впервые его описание встречается в Древнем Египте еще до н.э. Падучая болезнь, так называют эпилепсию в России. Эпилептические приступы встречаются у каждого сотого человека в мире.

В случае, если для лечения эпилептических припадков врачи не могут подобрать лекарственные препараты, которые бы адекватно контролировали повторяющиеся приступы больного, выход один – хирургическое лечение.

Когда без операции не обойтись

Основная цель оперативного вмешательства – снижение уровня частоты появления эписиндромных приступов.

Хирургия эпилептических припадков – крайняя мера, но эффективная. Эта сложнейшая нейрохирургическая операция на головном мозгу пациента.

Перед тем как консилиум врачей принимает решение локализовать очаг эпилептического заболевания хирургическим путем, больной проходит полное и тщательное дооперационное обследование.

Лечение эпилепсии хирургическим путем назначается в случаях, когда:

  1. Основной метод лечения – антиэпилептическая терапия не показывает положительной динамики. Фармакотерапия ухудшает состояние больного.
  2. Медикаментозное лечение является эффективным, но непереносимость отдельных компонентов препарата вызывает у пациента побочные эффекты
  3. Приступы эпилептических припадков диагностируются лишь в определенных сегментах головного мозга (при операции на отдельных участках головного мозга не нарушается жизнедеятельность пациента). Дополнительные исследования позволяют определить, на какие именно ограниченные участки провоцируют приступы. При операции такие участки головного мозга удаляют.
  4. Приступы носят атонический характер (внезапное падение больного без судорог)
  5. У больного определена вторичная генерализация парциальных приступов (при этом пациент всегда теряет сознание) или парциальные припадки с аурой (перед приступом пациент остается в сознании).

Как показывает практика только 20% пациентов с диагнозом «эпилепсия» по медицинским показаниям подвергаются лечению хирургическим путем.

Послеоперационный период – не менее важный период, поэтому сопровождается всегда пристальным наблюдением доктора.

Противопоказаниями к назначению оперативного вмешательства являются тяжелые сопутствующие болезни (например, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания).

На сегодняшний день существуют различные хирургические методы терапии эписиндрома. Выбирается каждый из методов исходя из симптоматики заболевания и мозговой области, которая провоцирует приступ.

Лобэктомия — резекция височной доли

Во время операции полушария головного мозга делят на четыре секции: затылочную, лобную, теменную, и височную части. У подростков наиболее часто можно встретить тип болезни, когда эпилептогенный очаг сосредоточен в височной доле, именно его извлекают при операции.

Очаг локализуется в переднем и мезиальном отделе. Если необходимо удалить мозговую ткань, расположенную за пределами височной доли, прибегают к экстратемпоральной резекции.

Лобектомия – наиболее традиционный метод лечения эписиндрома. Данный вид оперативного вмешательства имеет высокие показатели: в 85-90% случаях частотность припадков в первый год жизни после операции уменьшается почти на 95%.

Височная резекция – операция открытая. Резекцию врачи-нейрохирурги проводят с использованием операционного микроскопа. Хирург вскрывает черепную коробку, удаляет часть и вскрывает мозговую оболочку.

Устраняя патологию возможность предотвращения приступов в дальнейшем достигает 80%. Больного выписывает через неделю при отсутствии осложнений.

Удаление патологического образования

Лезионэктомия базируется на удалении поверженных изолированных участков головного мозга, возникновение которых обусловлены травмами или патологией.

Первые 24 часа пациент находится в палате интенсивной терапии, последующее послеоперационное наблюдение проходит в нейрохирургическом отделении.

В большинстве случаев после лезионэктомии симптомы болезни исчезает. Пациента выписывают из больницы уже на шестой послеоперационный день.

Каллозотомия — рассечение мозолистого тела

Операция предотвращает распространение электрических патологических импульсов из одного мозгового полушария в другое. В процессе операции частично или полностью разрывают нервные связи между обоими полушариями.

Данный метод хирургического вмешательства препятствует распространению эпилептогенных опухолей и снижает интенсивность приступов.

Показание к операции – тяжелая неконтролируемая форма приступов, сопровождающаяся сильными судорогами, которые вследствие приводят к падению и травмированию.

Гемисферэктомия функциональная

Гемисферэктомия – это радикальный метод оперативного вмешательства, в результате которого происходит удаление полушария головного мозга. Показания к проведению такой операции — тяжелая форма эпилепсии (энцефалит Расмуссена). Такая форма заболевания характеризуется возникновением десятками и более приступов в день (эпистатус).

После того как оба полушария отсоединили друг от друга, значимые анатомические части могут быть оставлены.

Операцию назначают детям в возрасте до 13 лет, в случае, если одно из полушарий у пациента функционирует аномально. Именно в этом возрасте велики шансы на полное выздоровление. Домой больного выписывают спустя 10 дней.

Стимуляция блуждающего нерва

Операцию назначают, когда у пациента имеются многочисленные очаги эпилепсии, разброшенные по всей территории коры головного мозга. В процессе хирургического вмешательства врачи вводят под кожу электронное устройство, которое стимулирует блуждающий нерв.

Имплантация стимулятора соединенная с блуждающим нервом контролирует и в некоторых случаях предотвращает появление приступов. Контролируется также активность мозга и основных внутренних органов.

50% операций способствует снижению судорожной активности и ослаблению припадков.

Подготовка к операции

Если принято решение проводить операцию для лечения эпилепсии, пациент должен перед хирургическим вмешательством соблюдать некоторые предосторожности:

  • избегать причин, провоцирующих припадки;
  • продолжать прием ежедневно используемых препаратов;
  • не принимать пищу и пить за 8 часов до операции;
  • исключить бессонницу (для этого больной принимает низкие дозы бензодиазепинов);
  • премедикация с целью седации назначается только врачом.

Проведение вмешательства

Стимуляция блуждающего нерва – это один из самых распространённых методов лечения эписиндрома. Для стимуляции блуждающего нерва проводят операцию имплантации генератора. Нейрохирург делает два небольших надреза. Один под ключицей в левой стороне грудной клетки, а второй на шее, тоже с левой стороны.

Далее систему, состоящую из генератора электроимпульсов, электрода и кабеля вживляют под кожу. Хирург через разрез на грудной клетке вживляет под кожу генератор, а электрод фиксирует на блуждающем нерве через ранее сделанный на шее разрез.

Тонкий кабель служит соединительным элементом между генератором и электродом. Длительность процедуры составляет 60 минут. Больному разрешается покидать больницу уже на следующий послеоперационный день.

Субпиальные рассечения

Субпиальные рассечения — удаление эпилептогенных очагов, которые находятся в головном мозге. Очаги расположены в моторной зоне или в речевом центре мозга, поэтому удалить их без неврологического ущерба практически невозможно.

Тогда принимается решение проводить субпиальные рассечения. Врач-нейрохирург на тканях вокруг очага проводит много небольших трансекций.

Насечки препятствуют распределению эпилептической активности на другие области в коре головного мозга. Важно, что функционирование мозга при этом не нарушается. На пятый день больного могут выписать.

Имплантация нейростимулятора

Операция заключается в имплантировании под кожу головы нейростимулятора, соединенного с двумя электродами. Нейростимулятор располагают непосредственно в той части мозга, которая способствует судорожной активности.

Устройство фиксирует электрическую активность мозга и осуществляют в этих участках стимуляцию. Благодаря имплантированному нейростимулятору, деятельность мозга нормализуется ранее, чем развивается припадок.

Все методы хирургического вмешательства проводят как у взрослых, так и у детей.

Послеоперационное восстановление

После хирургического вмешательства больной находится под наблюдением лечащего врача, который следит за:

  • нейропсихологическим развитием;
  • неврологическим дефицитом;
  • качеством жизни пациента;
  • психологической адаптации больного.

В комплексе осуществляемый контроль – залог успешного выздоровления и барьер для рецидива болезни.

Что касается самого больного, то он должен:

  • соблюдать режимные моменты (правильно принимать лекарственные препараты);
  • чаще отдыхать, сон должен быть полноценным;
  • исключить перенапряжение, стрессы;
  • отказаться от вредных привычек.

Период реабилитации составляет 60-90 дней.

Взгляд изнутри и со стороны

Отзывы о лечении эпилепсии хирургическим путем.

В 20 лет вследствие автомобильной аварии врачи поставили диагноз «Эписиндром». Спонтанные припадки и судорожные приступы случались трижды в день. Жизнь превратилась в постоянный страх от ожидания проявления болезни.

Лечащий врач после диагностирования посоветовал оперативное вмешательство. Необходимо было удалить патологическое образование. Было страшно, ведь операция все-таки на головном мозге. Выбора не было, согласился. Лезионэктомия прошла быстро, спокойно и без осложнений. Теперь я полностью здоров. Спасибо докторам.

Григорий, 21 год

Для нас – врачей основным методом терапии многих пациентов с эписиндромом остается антиэпилептическое лечение. Но, к сожалению, для большинства больных такой метод неприемлем по медицинским показаниям. Только после длительного изучения истории болезни, диагностирования и анализа результатов обследования принимается решение – лечить эпилепсию с помощью хирургического вмешательства.

Алексей Сергеевич, врач-нейрохирург

Цена вопроса

Оперативное лечение эпилепсии – процесс не только трудоемкий, но еще и не бюджетный. Так, стоимость операции в г. Москва по фокальной и экстратемпоральной резекции колеблется в диапазоне 60000-100000 российский рублей.

Операцию методом височной резекции можно провести уже начиная с 40000 тысяч рублей.

Наиболее дорогостоящим является метод гемисферэктомии. Цена услуги – от 90000 рублей.

В Израиле стоимость оперативного вмешательства по избавлению от эписиндрома составляет порядка 3000-12000 американских долларов. В стоимость включена консультация высококвалифицированных врачей, диагностика, обследования, подготовка к операции, сам процесс оперативного вмешательства, а также послеоперационное наблюдение и уход.

Использованные источники: neurodoc.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  С похмелья приступ эпилепсии что делать

Когнитивные нарушения и их коррекция у детей с эпилепсией

С.В. Балканская, В.М. Студеникин, Л.М. Кузенкова, О.И. Маслова, ГУ Научный центр здоровья детей РАМН

Эпилепсия — частая хроническая неврологическая патология у детей. Среди зарегистрированных 50 млн больных эпилепсией не менее 15 млн составляют дети. Высокая распространенность эпилепсии в популяции, частое сочетание с умственной отсталостью и изменениями личности, необходимость длительной антиконвульсантной терапии определяют исключительную значимость данной проблемы в нейропедиатрии.

В многочисленных исследованиях за последние 25 лет было показано, что дети с эпилепсией испытывают более выраженные трудности школьного обучения, чем их здоровые сверстники или дети с другой хронической патологией [1, 2, 3]. Когнитивные нарушения у больных с эпилепсией детерминированы сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Ученые выделили пять основных моментов, которые могут объяснить когнитивные и поведенческие проблемы у детей при эпилепсии:

  • патология головного мозга,
  • эпилептогенное повреждение,
  • эпилепсия (как основа электрофизиоло гической дисфункции)
  • лекарственные препараты,
  • психосоциальные факторы [4, 5].

Характер когнитивного «эпилептического» дефицита может быть приобретенным, флюктуирующим, прогрессирующим хроническим, деградирующим (развитие деменции).

В нарушении познавательной деятельности больных эпилепсией выделяют два механизма:

  • снижение степени активности психической деятельности за счет снижения уровня ее энергообеспечения;
  • качественные изменения интеллекта на фоне сохранности его уровневых характеристик, вызываемые, по-видимому, локализацией и латерализацией очагов пароксизмальной активности в головном мозге [6, 7, 8, 9]. Так, Эрманн B.P. с соавт. [2002] предполагают, что височная эпилепсия с дебютом в детском возрасте (до 14 лет) вызывает значительную редукцию мозговой ткани в гипокампальной области, с распространением на экстрависочные регионы.

Доброкачественная парциальная эпилепсия детского возраста с центро-височными спайками (роландическая эпилепсия) — удобная модель для детального изучения конкретных факторов повреждения когнитивных функций в силу отсутствия явного структурного церебрального повреждения, неврологического и психического дефицита. У пациентов с роландической эпилепсией описываются минимальные нарушения поведения и тонкой моторики, которые ассоциируются с очаговыми роландическими спайками [2, 11]. Наличие эпилептиформного очага на стороне доминантного полушария может вызывать речевую дисфункцию [12, 13, 14, 15]. Отмечаются незначительные различия в выполнении познавательных тестов, в основном на внимание и зрительно-моторную координацию между пациентами и детьми группы контроля [16, 17, 18], интеллектуальный или поведенческий дефициты при нейропсихологическом тестировании 23. У пациентов может затрудняться познавательная деятельность и снижаться школьная успеваемость [4, 26, 27]. Однако важно отметить, что у многих детей с эпилепсией нет когнитивной дефицитарности и не все проблемы школьного обучения обусловливаются эпилепсией или приемом противосудорожных препаратов [1, 28, 29]. Высокая пластичность развивающегося мозга у детей повышает вероятность благоприятного прогноза и определяет необходимость совершенствования методов диагностики и лечения последствий эпилепсии в детском возрасте [30].

КЛИНИЧЕСКОЕ ИСЛЛЕДОВАНИЕ

На базе психоневрологического отделения НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН (руководитель Кузенкова Л.М.) проводилось исследование эффективности ноотропного препарата Пантогам ® (компания «ПИК-ФАРМА», Россия) в метаболической коррекции когнитивных нарушений у детей с роландической эпилепсией.

По химической структуре Пантогам ® (кальциевая соль гопантеновой кислоты) является высшим гомологом витамина В5 (пантотеновой кислоты) и естественным метаболитом ГАМК. Благодаря этому Пантогам обладает мягким психостимулирующим и умеренным седативным эффектом, которые отличают его от других ноотропов и позволяют применять у детей с судорожным синдромом. Пантогам нормализует метаболизм ГАМК и энергетические процессы в ЦНС, улучшает кровоснабжение мозга. При использовании Пантогама улучшается утилизация глюкозы, стимуляция синтеза белка и РНК в нейронах, повышается устойчивость нервных клеток к гипоксии и ишемии [31,32].

В ходе работы был обследован 21 ребенок (12 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 6 до 8 лет с роландической эпилепсией. Оценка уровня и структуры когнитивных расстройств проводилась с применением современных тестовых компьютерных систем, предназначенных для оценки зрительного восприятия, внимания, памяти, забывания и оперантной трансформации зрительного образа, оценки аналитико-синтетических процессов по показателям перестройки стратегии принятия решения в условиях выбора.

ЭЭГ-исследования проводились в отделении функциональной диагностики (руководитель профессор Лукина О.Ф.) ГУ НЦЗД РАМН. Мониторинг осуществлялся в период бодрствования или во время дневного сна при помощи компьютерного электроэнцефалографа.

У всех обследованных детей отмечались дебют приступов до 7 лет, длительность заболевания менее 3 лет, медикаментозная ремиссия более 3 месяцев. Каждый ребенок получал антиэпилептический препарат в терапевтической дозе. Основными жалобами на момент поступления были периодические головные боли (38% детей), повышенная утомляемость (66,7%), нарушение сна (трудности засыпания, беспокойный и поверхностный сон, страшные сны) — у 19% пациентов. Школьная неуспеваемость отмечалась у 9 пациентов (42,9%), проблемы поведения в виде двигательной расторможенности — у 12 детей (57,1%), выраженные затруднения познавательной деятельности — у 2 больных (9,5%). Особенности раннего анамнеза: умеренная отягощенность пре- и перинатального анамнеза выявлена у 8 (38,1%) детей, недоношенность — у 2 (9,5%). В неврологическом статусе при поступлении у всех детей отмечались клиническая медикаментозная ремиссия по приступам более 3 месяцев, легкие или умеренно выраженные общемозговые и вегетативные нарушения, микроочаговая микросимптоматика, оживление сухожильных рефлексов.

Электроэнцефалографические изменения имели следующие характеристики: нерегулярный альфа-ритм был выявлен у 33,3% детей, диффузное усиление медленноволновой активности — у 14,3%, локальное усиление медленноволновой активности — у 71,4% больных, пароксизмальная активность (неспецифическая, диффузная) — у 19%, локальная неспецифическая активность — у 23,8% пациентов, фокальная эпилептиформная активность -у 85,7%, левосторонняя локализация — у 71,4% детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящем исследовании особое внимание отводилось оценке функций внимания и памяти. Нейропсихологическое обследование выявило наличие умеренно выраженного парциального дефицита когнитивных функций у большинства обследованных детей. Только 28,6% детей не показали отклонений от возрастной нормы группы сравнения. Было установлено, что у пациентов с роландической эпилепсией наиболее страдали функции, характеризующие качество аналитико-синтетических процессов: распределение внимания, кратковременная зрительная память, образное мышление и темп психомоторной деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования психофизиологических функций у пациентов с роландической эпилепсией

Использованные источники: medi.ru

Похожие статьи