Учеба для больных эпилепсией

Константин Мухин: «Не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок с эпилепсией в состоянии посещать школу»

Перед каждым учебным годом родители и учителя вновь и вновь задаются вопросом, стоит ли позволять ребенку, больному эпилепсией, посещать школу или все же лучше перейти на домашнее обучение. Разобраться в этом вопросе поможет специалист мирового уровня в области детской эпилептологии и неврологии, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники Института детской неврологии и эпилепсии имени Святителя Луки Константин Юрьевич Мухин.

— Существуют ли строгие противопоказания при посещении школы для больных эпилепсией?

— Некоторые дети с эпилепсией не могут посещать школу в принципе. На это есть ряд причин. Например, частые эпилептические статусы, требующие постоянного медицинского контроля; тяжелая умственная отсталость; тяжелые нарушения поведения; резкое ограничение двигательной активности. Иными словами, это крайне тяжелая, но, к счастью, небольшая, категория пациентов с очень низким качеством жизни, существование которых ограничивается практически их квартирой или даже постелью. В остальных случаях ребенок должен обязательно обучаться в школе вместе с другими детьми — по основной или вспомогательной программе, в зависимости от его интеллектуальных возможностей. С другой стороны, даже если приступы случаются редко, это может напугать одноклассников и сделать из больного ребенка изгоя. К сожалению, такие случаи часты в школах. Насмешки одноклассников могут стать не только причиной сильного стресса, который неблагоприятно сказывается на болезни, но и подтолкнуть к более глубоким психическим травмам, из-за которых ребенок будет считать себя неполноценным и не таким как все. Да, дети в школах и детских садах бывают жестокими, но вступив во взрослую жизнь, придется столкнуться с теми же самыми проблемами.

«Родители не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими».

— Как учителя и родители могут помочь ребенку с эпилепсией?

— Главная задача учителя в таком случае — помочь адаптироваться в школьном коллективе, предвидеть и предотвращать вероятные конфликты и нападки, всячески поддерживать и поощрять больного ребенка, если он сталкивается с определенными трудностями в силу специфики своего заболевания. Работа учителя — не только учить своих подопечных, но и воспитывать их, формировать общую культуру личности. Учитель может провести беседу с классом, рассказать о болезни, объяснить, как помочь человеку во время приступа. Родители, в свою очередь, не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими.

— Как много детей с эпилепсией переходит на домашнее образование и чем оно лучше для ребенка?

— Плюсы в том, что дети учатся по общей программе, изучают те же предметы, что и в школе, сдают экзамены, пишут контрольные. Но при этом их урок может длиться и 25 минут и 2 часа, если учитель планирует совместить занятия. Расписание не жесткое, в день не больше трех предметов. Основной минус — в отсутствии коммуникации со сверстниками. Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе. С моей точки зрения, не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок в состоянии посещать школу.

«Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе».

— Можно ли заниматься спортом и вести активный образ жизни с этим заболеванием?

— Можно, если нет явных противопоказаний и при умеренных физических нагрузках. Следует соблюдать простые правила безопасности, не переутомляться, не заниматься экстремальными видами спорта, которые усиливают вероятность возникновения травмы, не засиживаться перед телевизором (особенно в ущерб сну), соблюдать режим дня, избегать острых стрессовых ситуаций. Детям больным эпилепсией нельзя посещать бассейн без родителей, нельзя заниматься боксом, велоспортом, а также видами деятельности, при которых даже кратковременное снижение концентрации внимания или «отключение» может привести к тяжелым последствиям. Вместе с тем, необходимо стремиться к активному образу жизни, ведь иначе у ребенка разовьется чувство неполноценности. Как и любой нормальный человек, он должен стремиться реализовать свои способности.

— Как узнать, что у ребенка действительно эпилепсия?

— Эпилепсия проявляется кратковременными повторяющимися стереотипными приступами, обычно в виде нарушения сознания или судорог; часть приступов может быть только во сне. Вместе с тем, такие состояния, как вздрагивания во сне, ночные страхи, обмороки, по своим проявлениям могут быть похожи на эпилепсию, нередко совершенно безобидны и не требуют лечения. При малейшем подозрении на эпилепсию, необходима консультация специалиста (детский невролог или эпилептолог) с обязательным проведением электроэнцефалографии. В сомнительных случаях проводится более углубленная диагностика: видео—ЭЭГ мониторинг со сном, магнитно-резонансная томография головного мозга, генетические исследования.

«Необходимо стремиться к активному образу жизни, ведь иначе у ребенка разовьется чувство неполноценности. Как и любой нормальный человек, он должен стремиться реализовать свои способности».

— Каковы причины возникновения эпилепсии у детей?

— Наиболее частым фактором приобретенной эпилепсии является кислородное голодание во время беременности (гипоксия), а также врожденные пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха, герпес и другие), реже — родовая травма. Существуют также формы эпилепсии с наследственной предрасположенностью (например, юношеская миоклоническая эпилепсия).

— Какие еще формы эпилепсии существуют?

— Выделяют «симптоматическую» эпилепсию, (когда можно обнаружить структурный дефект головного мозга, например, кисту, опухоль, кровоизлияние, пороки развития), идиопатическую эпилепсию (когда имеется наследственная предрасположенность и структурные изменения в мозге отсутствуют) и криптогенную эпилепсию (когда причину заболевания выявить не удается).

— Как установить правильный диагноз и какой врач может это сделать?

— Для начала необходима консультация детского невролога и проведение электроэнцефалографии. Далее консультация специалиста эпилептолога с проведением основного метода диагностики эпилепсии — видео—ЭЭГ мониторинга. При этом электроэнцефалограф и видеокамеры регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга, чтобы подтвердить или исключить эпилепсию, выявить точную ее форму.

«Для каждой формы заболевания, а также исходя из возраста ребенка, подбирается определенный препарат или комбинация препаратов. Найти „свое“ лекарство — главный ключ к лечению».

— Как правильно подобрать лечение?

— Лечение эпилепсии осуществляется антиэпилептическими препаратами; их несколько десятков. Однако универсального лекарства нет. Для каждой формы заболевания, а также исходя из возраста ребенка, подбирается определенный препарат или комбинация препаратов. Найти «свое» лекарство — главный ключ к лечению.

— Где лечат детей с эпилепсией и где проводят диагностику?

— В большинстве случаев диагностика и лечение эпилепсии должны осуществляться в специализированных амбулаторных учреждениях здравоохранения — эпилептологических центрах. Значительно реже, в тяжелых случаях, при проведении специальных методов обследования (например, МРТ под наркозом) или больным, которые обследуются по прехирургической программе, необходимо нахождение в стационаре. Статистика показывает, что вылечить эпилепсию возможно в более чем половине случаев.

Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

22 августа, 16:26
Александр Разумовский: «У пренатальной диагностики перспективы хорошие» X 176 K 0

02 августа, 11:25
Эстела Уэллдон: «Я ни разу не видела преступника, у которого было бы счастливое детство» X 6305 K 0

Использованные источники: med-info.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  Растения против эпилепсии

  Признаки излечения эпилепсии

Социально-психологические аспекты эпилепсии

Автор: Георгий Шанько, 1998 год.

Эпилепсия — не психическая болезнь!

(о психологических и социальных аспектах эпилепсии)

Наличие эпилепсии у ребенка — большая психотравма и горе в семье. И хотя достигнуты существенные успехи в лечении этой болезни, как минимум в 15% случаев медикаментозное лечение является неэффективным. Но родителям ведь нет дела до того, что где-то кому-то помогает, кто-то практически стал здоровым, если припадки у их ребенка не поддаются лечению. Естественно, что большая часть этих больных может получить образование, приобрести определенные трудовые навыки, но все-таки некоторые из них остаются инвалидами, требующими постороннего ухода и наблюдения. Я не пытаюсь и не могу успокоить этих родителей, просто нужно извиниться перед ними за нашу медицинскую беспомощность. Нужно смириться с судьбой и сделать все возможное для облегчения участи ребенка.

Хочу дать ряд рекомендаций, касающихся поведения родителей и окружающих ребенка лиц, особенностей воспитания, обучения и досуга больного, что ему можно и что нельзя.

Родителей больше всего пугает будущее ребенка: сможет ли он учиться и получить профессию, создать семью, не станет ли психически неполноценным, не сойдет ли с ума, не погибнет ли во время припадка.

Прежде всего им следует уяснить, что эпилепсия является болезнью лишь во время припадка, когда ребенок беспомощный и не может управлять своим поведением. В остальное время он ничем не отличается от здоровых сверстников. Эпилепсия — это не психическая болезнь и она относительно редко приводит к слабоумию. Известно, что некоторые выдающиеся писатели, ученые, полководцы страдали эпилепсией (Достоевский, Флобер, Гельмгольц, Шопен, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь и др.), которая, как видите, не помешала их великим свершениям.

До недавнего времени в русскоязычной литературе существовало мнение, что для эпилепсии характерны своеобразные «эпилептические черты характера», проявляющиеся взрывчатостью, вязкостью мышления, необычной мелочной аккуратностью и назойливостью, плохой приспособляемостью в коллективе, черствостью по отношению к близким. Эти данные оказались ошибочными, У детей с эпилепсией (как, впрочем, и с другими хроническими заболеваниями) могут быть изменения в эмоционально-волевой сфере в виде вялости, эмоциональной лабильности, двигательной расторможенности, но они скорее обусловлены приемом медикаментов и дефектами воспитания.

При эпилепсии чрезвычайно важную роль играет все окружение пациента. Каждый родитель, опекун, воспитатель и педагог могут сделать многое, чтобы ребенок не был отстранен от жизни. У него должны быть те же шансы на развитие, что и у сверстников. Самое главное — правильное воспитание в семье. Именно здесь должно формироваться в ребенке убеждение, что он — полноценный человек. Он должен знать в пределах своего возраста, что ему лишь периодически бывает плохо. Самое умное решение — относиться к ребенку как к обыкновенному, нормальному маленькому члену семьи, которому повышенная забота нужна только в области здоровья. Не нужна чрезмерная опека, так как ребенок может быстро использовать в своих интересах слабости родителей, будет расти робким, нерешительным, недостаточно чувствующим собственные достоинства. Вредно также отсутствие душевного тепла и заботы. Нельзя оставлять без внимания вопросы о болезни и жалобы ребенка — он может это расценить как нежелание помочь. Он не нуждается в сочувствии, ущемляющем собственное «Я», не следует и следить за каждым его шагом. Не нужно говорить с ребенком о его болезни в присутствии посторонних лиц.

Воспитатели детсада и учителя, особенно классный руководитель и школьный врач, должны знать о возможности припадков и уметь оказать при этом необходимую помощь. Если сверстники дразнят ребенка из-за его болезни, следует объяснить детям, что у него периодически случаются припадки и попросить их оказать ребенку во время приступа необходимую помощь.

Но больной эпилепсией должен жить с некоторыми ограничениями. В детском возрасте они направлены на устранение риска повреждений. Так, не следует лазать по деревьям, плавать без присмотра, запираться в ванне, заниматься тяжелыми видами спорта и участвовать в соревнованиях, требующих максимального физического усилия, что может провоцировать припадок, ездить на велосипеде возле проезжей части дороги. Не рекомендуется длительный просмотр телепередач, хотя кратковременные не возбраняются. Приучайте ребенка к этим несложным правилам не категорическими запретами, а путем сознательного отношения и переключением на другие виды деятельности.

Он должен научиться жить с эпилепсией и даже вопреки ей, понимать необходимость длительного приема лекарств. Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное, положенное по возрасту и потребности организма время. Питание не требует особых ограничений, за исключением излишнего приема прохладительных напитков, содержащих эссенции, соленой и пряной пищи, вызывающей повышенную жажду. И еще одно абсолютное табу — ваш взрослеющий ребенок должен усвоить как дважды два четыре, что ему запрещен алкоголь.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок участвовал вместе со сверстниками в подвижных играх, занятиях физкультурой, разумеется, помня об указанных выше ограничениях. При редких припадках он может ходить в небольшие походы под руководством старших, знающих о его диагнозе и умеющих оказать необходимую доврачебную помощь.

Помощь заключается в том, чтобы уберечь ребенка от механических повреждений и удушья вследствие западения языка, попадания слизи или инородных предметов из полости рта в дыхательные пути. Поэтому во время припадка больному необходимо освободить шею от давления воротничка, галстука, расстегнуть ремень; при наличии рвоты и позывов на нее голову следует положить набок и в таком положении опустить ее, придерживая ниже уровня туловища. Если у больного шумное, неравномерное, клокочущее дыхание с выделением изо рта рвотных масс и пенистой слизи, то следует очистить полость рта. Нарушение дыхания может быть вследствие западения языка. В таких случаях язык следует прижать пальцем (у детей первых лет жизни) или ложкой (лучше деревянной), обернутой мягкой тканью. При выделении изо рта кровянистой слизи необходимо разжать рот и вставить между коренными зубами ложку или другой предмет, обернутые тряпкой.

Если припадок случился на улице или в общественном месте, то больного желательно положить на мягкий предмет, придерживая голову и конечности при судорогах во избежание ушибов. Однако нельзя препятствовать судорогам, ибо это не даст желаемого результата. При возникновении очередного (не первого) припадка в школе или дома можно ограничиться доврачебными мероприятиями без обращения на станцию скорой медицинской помощи.

Для детей с эпилепсией очень важен выбор будущей профессии. В принципе, при отсутствии припадков в течение 2—3 лет подросток может свободно выбирать профессию и поле деятельности в соответствии со своими склонностями, знаниями и способностями. Лишь нежелательна работа на высоте, у огня, движущихся станков и механизмов. В нашем законодательстве, как и в странах СНГ, запрещено вождение автотранспорта при наличии в прошлом нескольких или даже одного эпилептического припадка. В странах дальнего зарубежья этот вопрос решен положительно при отсутствии припадков в течение 2—3 лет. По-видимому, необходимо последовать этому примеру, ибо, по данным статистики, аварии на автотранспорте встречаются одинаково часто как у здоровых водителей, так и у имевших в прошлом эпилептические припадки.

У родителей и взрослеющих детей возникают вопросы о возможности вступления в брак, занятия сексом, заведения детей. В принципе все это возможно и детально изложено в нашей медицинской книге для родителей «Эпилепсия и припадки у детей» (1996) и в книге А. И. Болдырева «Социальный аспект больных эпилепсией» (1978).

Я попытался убедить читателя, что можно полноценно жить с эпилепсией и приносить пользу людям. Постепенно снимается покров таинственности с эпилепсии, изменяется отношение людей к больным. Так поможем им своей добротой и милосердием. Дай Бог им счастья и благополучия в жизни.

Использованные источники: www.happydoctor.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  С похмелья приступ эпилепсии что делать

  Как вы лечить приобретены эпилепсии

  Растения против эпилепсии

Учеба для больных эпилепсией

1000 профессий для больного эпилепсией

Какие профессии доступны больному эпилепсией?

В чём проявляется лечебное действие труда?

Что может делать больной по дому?

Для больного эпилепсией посильный, приносящий моральное удовлетворение труд имеет особое значение. Это позволяет ему чувствовать себя нужным обществу, что оказывает немалый лечебный эффект, дает возможность поверить в свои силы.

У больного трудоспособность часто снижена, ограничена, а некоторые виды труда вообще ему противопоказаны. Не может он, например, управлять движущимися механизмами, работать водителем транспортных средств, на высоте, в шахте, на воде. Словом, там, где может создаться ситуация, опасная для жизни больного или жизни других людей в случае возникновения у него припадка.

И в то же время существует более 1000 профессий, которые доступны страдающим эпилепсией, конечно, с учетом их индивидуальных особенностей. Назову лишь некоторые из них: автомеханик, автотехник, агроном, библиотекарь, библиограф, биолог, ботаник, бухгалтер, счетовод, контролер, слесарь (не у станка), портной, швея, фотограф, художник.

В последнее время благодаря современным методам лечения эпилепсии у многих пациентов удается достигнуть состояния стойкой компенсации, то есть практического выздоровления.

Недавно я получил письмо от родителей Пети К., находившегося несколько лет назад у нас на лечении; «Петя чувствует себя отлично. Припадков нет уже 4 года. Заканчивает 10-й класс. Учится хорошо. Занимается спортом. Участвует в кроссах. Чемпион области по футболу, имеет первый взрослый разряд по этому виду спорта. Петя не курит, О спиртном и мысли нет». Конечно, все это результат многих лет упорного лечения, четкого соблюдения предписанных рекомендаций.

Не всегда, к сожалению, лечение бывает столь эффективным. У некоторых пациентов проявления заболевания чрезвычайно тяжелы, и остановить течение процесса подчас невозможно. И все же большинству удается помочь. Они учатся, работают, ведут обычный образ жизни, за исключением некоторых ограничений.

Из общего числа больных, состоящих на учете в диспансерах, 50 — 60% работают на предприятиях и в учреждениях. Использование эффективных медикаментозных средств позволило значительно улучшить прогноз заболевания. расширить возможности больных трудиться. С другой стороны, трудовая деятельность помогает закрепить терапевтический эффект.

Лечебное действие труда проявляется в том, что у занятого интересным делом человека в головном мозге образуются новые доминанты — очаги возбуждения, которые нейтрализуют действие других доминант, в том числе патологических. В частности, подавляется активность очага, играющего существенную роль в развитии эпилептических припадков. Многолетние наблюдения показывают, что у работающих больных в период бодрствования припадки случаются реже, чем у неработающих.

В учебном заведении, на производстве наши пациенты во взаимоотношениях с окружающими стараются равняться на здоровых. Тем самым сглаживаются такие характерные для них болезненные проявления, как повышенная раздражительность, чрезмерная возбудимость, эгоизм . В процессе труда воспитываются и волевые качества: выдержка, самообладание, умение преодолевать трудности, что также немаловажно в борьбе с недугом.

Должен отметить, что страдающие эпилепсией в большинстве своем трудолюбивы, аккуратны, благодаря чему они выполняют работу хотя и несколько медленно, но качественно, добросовестно. Поэтому им особенно рекомендуются такие виды труда, которые требуют точности, скрупулезности, например, работа счетовода, бухгалтера, нормировщика.

В процессе учебы и труда больной отвлекается от своих болезненных переживаний, что благоприятно сказывается на его состоянии. И окружающим очень важно помочь ему обрести веру в выздоровление доброжелательным отношением, созданием благоприятной психологической атмосферы. И если вдруг у больного случился припадок, это не повод для отстранения его от работы, если она, конечно, не противопоказана при эпилепсии.

Но в тех случаях, когда болезнь обостряется, припадки учащаются и протекают все тяжелее, больному целесообразно сменить работу на более легкую, с менее напряженным ритмом. Грузчик, например, вполне справится с обязанностями упаковщика, фасовщика, табельщика. Учащимся в этот период предоставляется академический отпуск.

Инвалиды второй группы, если позволяет состояние здоровья, могут трудиться на дому, выполнять несложную работу, например, вязать, вышивать, раскрашивать ткани по трафарету .

Таким образом, вид труда, его специфика, длительность рабочего дня определяются для каждого больного строго индивидуально лечащим врачом в зависимости от особенностей заболевания.

Больному под силу выполнение таких домашних дел, как покупка продуктов, приготовление несложных блюд, мытье посуды, сервировка стола, уборка квартиры. Но если припадки начинаются внезапно, протекают с судорогами или расслаблением мускулатуры, если они часто повторяются, то такому человеку нельзя готовить пищу, гладить белье, мыть окна, не следует и оставлять его одного у включенных газовой плиты, электрических приборов.

Использованные источники: svatovo.ws

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

  Эпилепсия из-за отека головного мозга

  Как вы лечить приобретены эпилепсии

ЭПИЛЕПСИЯ И ОБУЧЕНИЕ

Большинство страдающих эпилепсией детей посещают обычные общеобразовательные школы и могут полноценно участвовать в занятиях, как предусмотренных школьной программой, так и выходящих за ее рамки. Это относится даже к тем детям, у которых эпилепсия полностью не контролируется. Важно, чтобы учителям, а также школьному врачу и медицинской сестре было известно, что данный ребенок болен эпилепсией, даже если в настоящее время припадки у него контролируются. Тогда они будут знать, чего можно ожидать и что делать в случае припадка у ребенка. Преподаватель может также привлечь школьников данного класса к уходу за ребенком после приступа, причем это очень важно по двум причинам. Во-первых, дети учатся оказывать помощь людям во время припадков, и, во-вторых (вероятно, это еще важнее), они видят, что не нужно бояться или проявлять излишнее беспокойство, если у кого-то случится приступ. Следует надеяться, что у будущих поколений подобная практика будет способствовать уменьшению неправильного понимания эпилепсии и связанных с ней социальных предрассудков.

Примерно 1/5 больных эпилепсией детей не могут посещать обычную школу. Иногда это просто обусловлено разнообразными и частыми припадками, не поддающимися полному контролю. Однако чаще причина заключается в том, что, помимо эпилепсии, эти дети имеют такие дополнительные проблемы, как посредственные или низкие умственные способности и физические недостатки, либо то и другое.

Большинство этих детей посещают специальные школы, обычно расположенные неподалеку от их дома. В подобных случаях в Великобритании, согласно положениям Закона об образовании, делают оценку или заключение об учебных потребностях ребенка, с тем чтобы выбрать для него наиболее подходящую школу. Такое заключение делают на основании отчетов врачей (включая больничного врача), учителей, клинических психологов, терапевтов и любых других специалистов, имевших дело с данным ребенком.

Окончательное решение о выборе школы принимают родители. Около 1—2 % всех страдающих эпилепсией детей нуждаются в специальной школе для детей с этим недугом. Обычно это школы закрытого типа или интернаты, персонал которых специально подготовлен для обуче ния детей с эпилепсией, оказания им помощи во время припадков и общей поддержки. Одно из дополнительных преимуществ таких школ состоит в том, что они предусматривают изоляцию от семьи, поскольку это позволяет избежать чрезмерной опеки со стороны многих родителей, лишающих своих детей возможности участвовать в нормальной социальной деятельности. Разумеется, подобное отношение родителей не всегда соответствует наилучшим интересам ребенка, будь то контролирование припадков или приобретение им жизненного опыта, необходимого для достижения той или иной степени независимости. Существующая в таких школах атмосфера поощряет уверенность в собственных силах.

Иногда больные эпилепсией дети, даже не страдая частыми припадками, могут плохо учиться в школе. В редких случаях это объясняется тем, что у ребенка на самом деле случается гораздо больше абсансов или сложных частичных приступов. Их прежде всего могут выявить его учителя. В таких ситуациях ЭЭГ может подтвердить, что ребенок имеет частые припадки. Еще одна редко встречающаяся причина (но она часто выдвигается): плохая успеваемость является результатом действия противоэпилептических препаратов. Однако, если у ребенка не наблюдается чрезмерной сонливости или вялости, лекарства скорее всего не оказывают существенного влияния на успеваемость.

Исключение составляют фенобарбитал и фенитоин, которые могут негативно воздействовать на концентрацию внимания ребенка и, следовательно, на его умственный потенциал. В,таких случаях может потребоваться определение уровней лекарств в крови. Чаще всего проблемы с успеваемостью страдающего эпилепсией ребенка объясняются тем, что в основе умственной отсталости и эпилепсии лежит общая причина, связанная с аномальным развитием или повреждением головного мозга (например, после менингита или травмы головы). В таких ситуациях педагог-психолог должен оценить сильные и слабые стороны ребенка и дать рекомендации о наиболее подходящей для него школе (заключение об учебных потребностях ребенка, упомянутое на с. 153). Иногда причина плохой успеваемости может иметь семейный характер, т.е. другие члены семьи также испытывают трудности в учебе, не имеющие ничего общего с эпилепсией.

Общество проявляет достаточную заботу о детях в возрасте до 16 лет — как в образовательном, так и в медицинском плане. Трудное время наступает после достижения этого возраста, когда ребенок вступает в «подростковый» период, со всеми его переменами в социальной жизни, семейных отношениях и образовании. Часто этот период труден даже для тех, у кого нет эпилепсии.

Многие изменения, происходящие в подростковом возрасте, требуют особого внимания.
• Может измениться тип припадков, особенно если эпилепсия началась в раннем детстве. Такие изменения могут включать учащение сложных частичных и генерализованных тонико-клонических припадков и уменьшение частоты абсансов и миоклонических (судорожных) припадков. • Для поддержания контроля за эпилептическими припадками может потребоваться изменение медикаментозного лечения. Иногда это связано с изменением дозы или даже применением других препаратов.
• Молодые люди могут с трудом регулярно принимать противоэпилептические средства или намеренно отказаться от них. Чаще это наблюдается среди тех подростков, которым диагноз поставлен недавно и которым трудно примириться с ним и с необходимостью регулярного лечения. Возможно, это лишь частичное проявление общего протеста — против своего состояния, лечения, врачей, семьи, друзей и даже самой жизни. Молодому человеку с такими вполне понятными реакциями лучше всего поговорить с кем-нибудь о своем заболевании и всех связанных с ним проблемах. Наилучшими собеседниками могут оказаться друзья, но это бывает не всегда, поэтому весьма желательно, чтобы молодой человек поделился своими чувствами с членами семьи или понимающим ситуацию врачом.
• Существует ряд возможностей для продолжения образования после окончания обычной школы. Многие молодые люди, больные эпилепсией, заканчивают школу более успешно, чем другие, и затем поступают в колледж или университет. Важно, чтобы их кураторы и экзаменаторы знали о страдающих эпилепсией студентах, поскольку это способствует лучшему пониманию их проблем и участию. Студенты, живущие в общежитии или снимающие квартиру, должны сообщить друзьям и преподавателям о своем состоянии.
• Большинство педиатров считают нецелесообразным продолжать ведение больных, достигших возраста 16 лет. У молодых людей в возрасте 17—18 лет зозни-кают вопросы и потребности, свидетельствующие о том, что они становятся взрослыми. Слишком часто перевод таких больных из педиатрических во взрослые службы плохо планируется. Семейный врач

Использованные источники: nevrologvolgograd.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

Эпилепсия у ребенка: советы воспитателям и учителям

26 марта ежегодно отмечается День больных эпилепсией. Его еще называют Фиолетовым днем. Такое название придумала одна девочка (Кессиди Меган), больная эпилепсией. Она видела, что к ней относятся не совсем адекватно, почти как к сумасшедшей. Чтобы развеять мифы о болезни, Кессиди в 2008 году и придумала «Фиолетовый день». Ее инициативу подхватила ассоциация эпилептологов Шотландии, а вскоре и весь мир.

Эпилепсия нуждается в понимании. «Мы все плаваем в одном море, но в одном и том же косяке каждая рыба имеет свои индивидуальные особенности». Отдельная роль в том, чтобы ребёнок с эпилепсией рос максимально комфортно и благополучно, принадлежит воспитателям и учителям.

Болезнь – не приговор

Эпилепсия – заболевание, при котором окружение больного человека имеет для него чрезвычайно-важное значение. Именно от тех, кто рядом, зависит, как он ощущает себя в этом мире: чувствует ли себя полноценным членом общества или наоборот – комплексует, считая себя «каким-то не таким».

Особенно же отношение окружающих значимо для болеющего эпилепсией ребёнка. С какими представлениями о себе и с каким восприятием своей болезни он вырастет, во многом зависит от взрослых, на глазах которых ему довелось знакомиться с жизнью и искать в ней своё место.

О чем следует помнить, если в Вашей группе (классе) оказался ребёнок с эпилепсией?

Во-первых, педагогам нужно разобраться, что же это за такое заболевание – эпилепсия.

Во-вторых, не нужно пугаться. Если ребёнок посещает Ваше учреждение – значит, ему это не противопоказано. Нужно иметь в виду, что лечащий врач (невролог-эпилептолог) предварительно определяет возможность и длительность пребывания ребенка в группе (классе) на основе комплексного обследования и с учетом формы эпилепсии, типа и тяжести эпилептических приступов.

Наконец, необходимо настроить на доверительную беседу с Вами родителей ребёнка, страдающего эпилепсией.

Например, при широко распространенной среди детей дошкольного возраста детской абсансной эпилепсии интеллект и психомоторное развитие ребенка не страдают, а при адекватном лечении удается достичь полной ремиссии заболевания и даже излечения. При ряде форм деткой эпилепсии, например при роландической эпилепсии, приступы редкие и носят преимущественно ночной характер. Роландическая эпилепсия также успешно лечится под наблюдением детского невролога-эпилептолога, а интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка при ней соответствуют его полу и возрасту. Дети с такими формами эпилепсии, как правило, не нуждаются в каких-либо ограничениях в плане посещения детского учреждения.

При задержке психомоторного развития, которое наблюдается при некоторых формах симптоматической или предположительно симптоматической (так называемой криптогенной) эпилепсии, лечащий врач определяет для больного ребенка тип специализированного дошкольного (школьного) учреждения и размер оптимальных учебных и физических нагрузок.

Следует помнить, что умственная деятельность и развитие мелкой моторики пальцев кистей у ребенка, страдающего эпилепсией, способствуют более мягкому течению заболевания и повышают успех от медикаментозной терапии. Это обусловлено тем, что кора лобной доли больших полушарий головного мозга, где расположены корковые центры абстрактного мышления, конструирования и т.д., а также двигательный анализатор, относится к противоэпилептической системе и при достаточной активности способна осуществлять обратный тормозной контроль эпилептических разрядов, исходящих из других отделов головного мозга.

О чем должны знать педагоги, если в классе (группе) обучается ребенок, страдающий эпилепсией?

Как часто и какие у этого ребёнка бывают эпилептические приступы?

Как в случае приступа правильно оказать ребёнку первую помощь?

В каком режиме ребёнок принимает противоэпилептические препараты (чтобы контролировать приём лекарств в то время, когда он находится в Вашем ведении)?

Как в случае необходимости можно связаться с родителями больного ребёнка?

При посещении ребёнком детского сада желательно, чтобы педагоги дошкольного учреждения участвовали в ведении дневника приступов.

Стоит отметить, что правила оказания первой помощи в случае развития эпилептического приступа должен знать любой педагог, поскольку эпилептический приступ может случиться у ребенка, посещающего Вашу группу (класс), не только на фоне текущего заболевания, но и впервые.

Что делать, если приступ случился во время пребывания ребенка в учебном заведении?

Если эпилептический приступ произошёл на глазах у других детей, то не следует акцентировать их внимание на этой ситуации. Нужно постараться максимально облегчить смущение больного ребёнка (особенно в случае непроизвольного мочеиспускания).

Детям следует разъяснить следующие правила их поведения при возникновении приступа у товарища по игре (друга, брата, сестры и т.д.) в отсутствии взрослых (на улице, на игровых площадках, в детских развлекательных учреждениях):

Не надо пугаться и кричать.

Не надо ничего вставлять между зубами ребенку, находящемуся в приступе.

Надо срочно позвонить по сотовому телефону его маме или папе (если ребенок носит на запястье специальный браслет с телефоном экстренной связи с родителями или лечащим врачом), либо позвонить по номеру неотложной помощи в экстремальных ситуациях – 112, либо же позвать взрослых.

Если детей двое и у одного из них случился приступ, то нельзя оставлять больного ребенка одного. Если детей трое и больше, то один из них (тот, кто постарше) обязательно должен остаться рядом с больным ребенком и обезопасить его от травмирования окружающими предметами. Другие дети могут пойти за помощью взрослых.

Важно соблюдать описанную последовательность действий.

За рубежом, например, рекомендуется обсуждать с детьми правила их поведения при развитии эпилептического приступа и закреплять полученные знания с помощью рисунков.

На приведенном рисунке (сделанном здоровым ребенком, посещающим дошкольное учреждение), показано одно из правил оказания помощи больному ребенку в случае развития тонико-клонического приступа: девочка со светлыми волосами намерена вставить ложку между зубами мальчика в приступе, а темноволосая девочка поправляет ее и объясняет, что этого делать нельзя.

В странах Западной Европы и США дети с риском развития эпилептических приступов носят специальные бpаслеты (таги), в которых хранятся краткие данные о характере их заболевания, правила оказания неотложной помощи и номера телефонов, по которым нужно связаться с родителями (опекунами) ребенка или с лечащим врачом.

Ребенок также может носить с собой кpупную плотную каpточку с данными о себе, принимаемых препаратах и с контактными телефонами родителей (опекунов) или врачей.

На оборотной стороне такой карты можно прочитать типичную инструкцию по оказанию помощи при эпилептическом приступе.

«Я такой же, как все…»

Эпилепсией страдали многие великие люди: Ю. Цезарь, Сократ, Ф.М. Достоевский, А. Нобель, В. Ван Гог, Жанна д Арк, Г. Флобер, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Св. Павел…

Для ребёнка, болеющего эпилепсией, важно, чтобы его не считали в чём-то ограниченным. Эпилептические приступы для большинства детей – лишь временные эпизоды в нормальной в остальное время жизни.

Не нужно напоминать ребёнку о болезни.

Не нужно обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребёнке.

Не нужно чрезмерной опеки и излишних ограничений.

Больной эпилепсией ребёнок может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих способностей (по согласованию с лечащим врачом). Адекватно подобранная физическая активность и активное общение со сверстниками и педагогами не могут отрицательно сказаться на течении заболевания.

Очень важно

Процент детей с эпилепсией, подлежащих дисквалификации, исключительно мал. Крупные социальные проблемы, которые имеют эти дети в связи с тем, что их окружение не принимает их, причиняют им гораздо больше горя, нежели приступы как таковые.

И всегда помните…

. Больной эпилепсией ребёнок в целом не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки.

А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из его индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. Эта особенность ни в коем случае не делает его хуже или в чём-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Автор врач-эпилептолог Н.А. Шнайдер

Использованные источники: www.sibmedport.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  Как вы лечить приобретены эпилепсии

  Признаки излечения эпилепсии

Константин Мухин: «Не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок с эпилепсией в состоянии посещать школу»

Перед каждым учебным годом родители и учителя вновь и вновь задаются вопросом, стоит ли позволять ребенку, больному эпилепсией, посещать школу или все же лучше перейти на домашнее обучение. Разобраться в этом вопросе поможет специалист мирового уровня в области детской эпилептологии и неврологии, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники Института детской неврологии и эпилепсии имени Святителя Луки Константин Юрьевич Мухин.

— Существуют ли строгие противопоказания при посещении школы для больных эпилепсией?

— Некоторые дети с эпилепсией не могут посещать школу в принципе. На это есть ряд причин. Например, частые эпилептические статусы, требующие постоянного медицинского контроля; тяжелая умственная отсталость; тяжелые нарушения поведения; резкое ограничение двигательной активности. Иными словами, это крайне тяжелая, но, к счастью, небольшая, категория пациентов с очень низким качеством жизни, существование которых ограничивается практически их квартирой или даже постелью. В остальных случаях ребенок должен обязательно обучаться в школе вместе с другими детьми — по основной или вспомогательной программе, в зависимости от его интеллектуальных возможностей. С другой стороны, даже если приступы случаются редко, это может напугать одноклассников и сделать из больного ребенка изгоя. К сожалению, такие случаи часты в школах. Насмешки одноклассников могут стать не только причиной сильного стресса, который неблагоприятно сказывается на болезни, но и подтолкнуть к более глубоким психическим травмам, из-за которых ребенок будет считать себя неполноценным и не таким как все. Да, дети в школах и детских садах бывают жестокими, но вступив во взрослую жизнь, придется столкнуться с теми же самыми проблемами.

«Родители не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими».

— Как учителя и родители могут помочь ребенку с эпилепсией?

— Главная задача учителя в таком случае — помочь адаптироваться в школьном коллективе, предвидеть и предотвращать вероятные конфликты и нападки, всячески поддерживать и поощрять больного ребенка, если он сталкивается с определенными трудностями в силу специфики своего заболевания. Работа учителя — не только учить своих подопечных, но и воспитывать их, формировать общую культуру личности. Учитель может провести беседу с классом, рассказать о болезни, объяснить, как помочь человеку во время приступа. Родители, в свою очередь, не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими.

— Как много детей с эпилепсией переходит на домашнее образование и чем оно лучше для ребенка?

— Плюсы в том, что дети учатся по общей программе, изучают те же предметы, что и в школе, сдают экзамены, пишут контрольные. Но при этом их урок может длиться и 25 минут и 2 часа, если учитель планирует совместить занятия. Расписание не жесткое, в день не больше трех предметов. Основной минус — в отсутствии коммуникации со сверстниками. Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе. С моей точки зрения, не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок в состоянии посещать школу.

«Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе».

— Можно ли заниматься спортом и вести активный образ жизни с этим заболеванием?

— Можно, если нет явных противопоказаний и при умеренных физических нагрузках. Следует соблюдать простые правила безопасности, не переутомляться, не заниматься экстремальными видами спорта, которые усиливают вероятность возникновения травмы, не засиживаться перед телевизором (особенно в ущерб сну), соблюдать режим дня, избегать острых стрессовых ситуаций. Детям больным эпилепсией нельзя посещать бассейн без родителей, нельзя заниматься боксом, велоспортом, а также видами деятельности, при которых даже кратковременное снижение концентрации внимания или «отключение» может привести к тяжелым последствиям. Вместе с тем, необходимо стремиться к активному образу жизни, ведь иначе у ребенка разовьется чувство неполноценности. Как и любой нормальный человек, он должен стремиться реализовать свои способности.

— Как узнать, что у ребенка действительно эпилепсия?

— Эпилепсия проявляется кратковременными повторяющимися стереотипными приступами, обычно в виде нарушения сознания или судорог; часть приступов может быть только во сне. Вместе с тем, такие состояния, как вздрагивания во сне, ночные страхи, обмороки, по своим проявлениям могут быть похожи на эпилепсию, нередко совершенно безобидны и не требуют лечения. При малейшем подозрении на эпилепсию, необходима консультация специалиста (детский невролог или эпилептолог) с обязательным проведением электроэнцефалографии. В сомнительных случаях проводится более углубленная диагностика: видео—ЭЭГ мониторинг со сном, магнитно-резонансная томография головного мозга, генетические исследования.

«Необходимо стремиться к активному образу жизни, ведь иначе у ребенка разовьется чувство неполноценности. Как и любой нормальный человек, он должен стремиться реализовать свои способности».

— Каковы причины возникновения эпилепсии у детей?

— Наиболее частым фактором приобретенной эпилепсии является кислородное голодание во время беременности (гипоксия), а также врожденные пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха, герпес и другие), реже — родовая травма. Существуют также формы эпилепсии с наследственной предрасположенностью (например, юношеская миоклоническая эпилепсия).

— Какие еще формы эпилепсии существуют?

— Выделяют «симптоматическую» эпилепсию, (когда можно обнаружить структурный дефект головного мозга, например, кисту, опухоль, кровоизлияние, пороки развития), идиопатическую эпилепсию (когда имеется наследственная предрасположенность и структурные изменения в мозге отсутствуют) и криптогенную эпилепсию (когда причину заболевания выявить не удается).

— Как установить правильный диагноз и какой врач может это сделать?

— Для начала необходима консультация детского невролога и проведение электроэнцефалографии. Далее консультация специалиста эпилептолога с проведением основного метода диагностики эпилепсии — видео—ЭЭГ мониторинга. При этом электроэнцефалограф и видеокамеры регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга, чтобы подтвердить или исключить эпилепсию, выявить точную ее форму.

«Для каждой формы заболевания, а также исходя из возраста ребенка, подбирается определенный препарат или комбинация препаратов. Найти „свое“ лекарство — главный ключ к лечению».

— Как правильно подобрать лечение?

— Лечение эпилепсии осуществляется антиэпилептическими препаратами; их несколько десятков. Однако универсального лекарства нет. Для каждой формы заболевания, а также исходя из возраста ребенка, подбирается определенный препарат или комбинация препаратов. Найти «свое» лекарство — главный ключ к лечению.

— Где лечат детей с эпилепсией и где проводят диагностику?

— В большинстве случаев диагностика и лечение эпилепсии должны осуществляться в специализированных амбулаторных учреждениях здравоохранения — эпилептологических центрах. Значительно реже, в тяжелых случаях, при проведении специальных методов обследования (например, МРТ под наркозом) или больным, которые обследуются по прехирургической программе, необходимо нахождение в стационаре. Статистика показывает, что вылечить эпилепсию возможно в более чем половине случаев.

Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

22 августа, 16:26
Александр Разумовский: «У пренатальной диагностики перспективы хорошие» X 176 K 0

02 августа, 11:25
Эстела Уэллдон: «Я ни разу не видела преступника, у которого было бы счастливое детство» X 6305 K 0

Использованные источники: med-info.ru

Похожие статьи