Эпилепсия ухудшилась память

Как долго длятся провалы в памяти после частых приступов эпилепсии?

Лидия:
Добрый вечер! У моей мамы случаются приступы эпилепсии. Она всегда принимает финлепсин. Последний раз у неё случилось пять приступов в течение 6 часов. Приехала скорая, обкололи её и уехали. В стационар не забрали, сказали, что если это не первый раз, то в больницу ей не надо. После этих приступов у неё бывают провалы в памяти. Так вот вопрос: как долго могут длиться эти провалы? К доктору мы сходим, когда у неё пройдет слабость. Заранее спасибо за ответ.

Ответ врача:
Здравствуйте, Лидия.
При эпилепсии важно принимать как ежедневную терапию противосудорожными препаратами, так и проводить курсы профилактического лечения в виде сосудистых и метаболических препаратов, витаминов группы В. Учащение приступов эпилепсии может быть вызвано различными негативными факторами на кору головного мозга, стрессами, повышенной физической или умственной утомляемостью и при прогрессировании заболевания. Ухудшение состояния требует прохождения обследований головного мозга — компьютерную или магнито-резонансную томографию, электро-энцефалографию, с последующей консультацией эпилептолога и невролога для назначения терапии и возможно коррекции противосудорожных препаратов. После приступа могут быть головные боли, рассеянность, сонливость и провалы в памяти, которые, как правило, короткие, и проходят в течение одного-двух часов (это так называемая постэпилептическая аура).

Финлепсин является препаратом первого выбора в терапии. Если на его фоне у вашей мамы продолжаются приступы и тем более возникают очень часто, препарат нужно менять или скорректировать дозировку или скомбинировать с другим препаратом. В назначении терапии важно учитывать, как проходят приступы, время появления приступов. Более эффективным средством, которое широко применяется в лечении эпилепсии на сегодняшний день, является Депакин хроно или энтерик. Но в любом случае базовую терапию должен назначать врач эпилептолог при наличии всех результатов обследований и осмотре пациента.

Профилактическое лечение должно проводиться курсами, в среднем два раза в год, продолжительностью от одного до трех месяцев. При этом применяются сосудистые препараты (кавинтон, сермион, стугерон), метаболические препараты (актовегин, мексидол), из ноотропных препаратов при эпилепсии можно применять Фенотропил и Кортексин, другие ноотропные препараты противопоказаны и используются витамины группы В (нейромультивит, мильгамма).

Помимо этого следует вести здоровый образ жизни, в питании уменьшить прием соли, ограничить прием жидкости до 1 литра, отказ от приема алкоголя, противопоказано длительное пребывание на солнце. Вашей маме сейчас нужно больше отдыхать, срочно обратиться к эпилептологу и начать принимать Диакарб и Аспаркам в минимальной дозировке, по 1 таблетке утром в течение 5-7 дней. Вы не указали, в какой дозировке она принимает Финлепсин; если по 1 таблетке в день, то дозу нужно увеличить до 2 таблеток на ночь или по 1 два раза в день, утром и вечером. Здоровья вам!

Использованные источники: medinsult.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

Нарушение памяти при эпилепсии

Нарушение памяти при эпилепсии

В этой статье узнаем:

Что такое память.

Нарушение памяти при эпилепсии : виды, причины, статистика, прогноз.

Что такое память?

Память – это сложная и активная функциональная система, организованная в виде последовательных цепочек и уровней.

Сложный системный характер сохраняется при основных процессах памяти: запечатления (запоминания) и воспроизведения (припоминания) запечатленных следов.

Нарушение памяти при эпилепсии

У пациентов с эпилепсией нередко встречается нарушение памяти. Жалобы звучат такие: « Что-то с памятью моей стало… » или «Ребенок не может запомнить таблицу умножения , у него плохая память . У нас даже кошка лучше знает эту таблицу умножения!»

Снижение памяти особенно характерно для некоторых форм эпилепсии: фокальной лобной или височной эпилепсии.

Нарушения интеллекта могут определяться органическим поражением головного мозга , лежащим в основе эпилепсии.

Возможные причины нарушения интеллекта при эпилепсии:

1. Органическое поражение головного мозга

  1. Очаговые и диффузные нарушения.
  2. Перестройка и дезорганизация коры мозга.
  3. Дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности.

2. Ранний возраст дебюта болезни, нарушающий развитие незрелой психики.

3. Стрессовые факторы, вследствие эпилептических приступов, вызывающие депрессию, тревожность.

4. Действие противоэпилептических препаратов, угнетающее нервную систему.

Другим вариантом нарушения памяти у пациентов с эпилепсией являются частые эпилептические разряды в коре головного мозга.

Доброкачественные эпилептиформные разряды детства ( ДЭРД ) – это врожденная особенность мозга, склонность к эпилепсии. Эти изменения на ЭЭГ встречаются в детском возрасте. Клинические проявления зависят от количества такой эпиактивности, степени нарастания ДЭРД по ЭЭГ, локализации в участках коры головного мозга, а также от индивидуальных особенностей течения заболевания.

Если эпиактивность на ЭЭГ выявляется в большом количестве, то есть когда индекс эпилептической активности достигает 60-80 % в эпохе записи, то может наблюдаться утрата когнитивной функции у ребенка. Эпилептический регресс или эпилептическая дезинтеграция проявляется утратой психических функций: нарушение речи, нарушения внимания, нарушение памяти, нарушение способности к обучению, нарушение поведения в виде гиперактивного, агрессивного или неуправляемого поведения. В основе нарушения памяти у пациентов с этой формой эпилепсии лежит продолженная эпилептическая активность.

Когнитивную эпилептиформную дезинтеграцию выделяют в особую форму эпилепсии. Количество приступов при эпилептиформной дезинтеграции может быть немного (в среднем 2 – 6 за весь период болезни) или вовсе отсутствовать. Но в результате повреждающего действия продолженной эпилептиформной активности в фоне и больше во сне происходит утрата (или недоразвитие) когнитивных и поведенческих нарушений.

Нарушение памяти от препаратов

Нарушение памяти может быть обусловлено приёмом антиэпилептических препаратов. Этим нежелательным побочным эффектом отличаются старые противоэпилептические препараты . Принимая во внимание этот факт, эпилептологи избегают назначать старые АЭП, а используют новые противоэпилептические препараты.

Например, около 10 лет назад можно было встретить такое назначение у пациента с эпилепсией: фенобарбитал плюс бензонал плюс 1 таблетка седуксена на ночь. Такой пациент с эпилепсией выглядел как «зомби»: вялый, загруженный, заторможенный. Сейчас такую схему лечения не назначаем. Максимально стремимся сохранить психическую активность.

Действие противоэпилептических препаратов приводит к угнетению центральной нервной системы. Отмечается замедленность нервных процессов, снижение работоспособности, утомляемость, сонливость, вялость. Снижение активности мозга приводит к нарушению произвольного внимания, снижению памяти. При снижении дозы или отмене препаратов память может восстановиться. Через некоторое время от начала приёма АЭП (от 2 недель до 3 месяцев) происходит частичное привыкание, адаптация к препаратам. При использовании противоэпилептических препаратов в средних терапевтических дозах, угнетающее действие выражено незначительно.

Как определить степень нарушение памяти

Чтобы определить степень выраженности нарушений памяти, следует провести психологическое тестирование . При исследовании у психолога, часто выявляется лишь легкое снижение памяти. Жалобы на плохую память у пациентов с эпилепсией носят часто связано с повышенной тревожностью, связанной с ожиданиями от болезни эпилепсия.

Причины нарушения памяти при тяжелых формах эпилепсии:

  1. Органическое поражение мозга.
  • Фокальные и диффузные нарушения.
  • Перестройка и дезорганизация коры мозга.
  • Дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности.

2. Ранний возраст дебюта болезни, нарушающий развитие незрелой психики.

3. Стрессовые факторы, вследствие эпилептических приступов и вызывающие депрессию, тревожность.

4. Действие противоэпилептических препаратов, угнетающее нервную систему.

Влияние расположения очага при эпилепсии на память

При расположении очага эпилептической активности в левом или правом полушарии наблюдается разная структура нарушений памяти.

В случае локализации очага в левом полушарии выражены: снижение слухоречевой памяти; сужение объема воспроизведения, торможение и частые замены.

При правополушарном очаге эпиактивности свойственны недостаточность вербально — мнестической функции; дефекты воспроизведения, торможение.

Статистика нарушения памяти при эпилепсии

В 65% случаев с дебютом эпилепсии до 6 месяцев наблюдаются интеллектуальные нарушения.

В 49% случаев — в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

В 34% — от 2 до 4 лет.

В 12% — от 7 до 15 лет.

Как сказывается нарушение памяти при эпилепсии на обучении в школе

У людей с эпилепсией нарушения интеллектуальных функций проявляются и в виде снижения памяти, а это приводит к снижению школьной успеваемости.

В тяжелых случаях развивается эпилептическая деменция, тогда ребенок не поддается обучению .

Дети с эпилепсией, при сохранном интеллекте, могут обучаться по основной программе общеобразовательной школы.

При частых приступах, выраженных поведенческих нарушениях или при явном снижении интеллекта целесообразно индивидуальное обучение на дому или обучение в специальных школах по коррекционной программе .

У пациентов нередко наблюдаются особенности Мышления при эпилепсии .

Особенности характера детей с эпилепсией — чрезмерную аккуратность, педантизм, склонность к стереотипии и настойчивость в процессе обучения направляем в нужное русло.

Для этого процесс обучения должен быть стабильнее, меньше разнообразия по содержанию и оформлению. В связи со снижением абстрактного мышления, предпочтение отдаем подаче материала в наглядной форме.

Требуется коррекция таких отрицательных черт, как злобность, агрессивность, жадность, негативизм, упрямство, нежелание работать и учиться. Благодаря внимательному, доброжелательному, ласковому, спокойному отношению можно достичь хороших результатов в воспитании.

Использованные источники: sib-epileptolog.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  Обморок различие эпилепсией

Ухудшение памяти 🎥

Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.

В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.

Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.

Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.

Причины ухудшения памяти

Для простоты можно разделить их на группы.

1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.

2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.

3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.

4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.

5) Возрастные изменения в головном мозге.

Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.

Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария — буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).

И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.

В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.

Заболевания, приводящие к ухудшению памяти

Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.

В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы. При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции — это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации — это патологические образы, которых не было и не могло быть.

Довольно распространенная причина ухудшения памяти — это нарушение кровообращения головного мозга. Атеросклероз сосудов головного мозга вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. Инсульт мозга развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.

Сходную симптоматику можно наблюдать и при сахарном диабете. Одним из грозных осложнений его является ангиопатия — поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.

Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы, связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

Менингит (воспаление оболочек мозга) и энцефалит (воспаление вещества мозга) накладывают отпечаток на работу всего органа в целом. Чаще всего причиной их бывают нейротропные — поражающие нервную систему бактерии и вирусы. К счастью, эти заболевания хорошо лечатся при своевременном обращении к врачу, но как последствие могут остаться нарушения памяти.

А вот дегенеративные заболевания головного мозга, самым известным из которых является болезнь Альцгеймера, очень плохо поддаются лечению. Болезнь характеризуется постепенным и неуклонным снижением памяти, а затем и интеллекта вплоть до потери ориентации в окружающей обстановке и невозможности самообслуживания. Это заболевание чаще всего отмечается у пациентов в возрасте 70-80 лет. Начинается оно постепенно и незаметно. И первым признаком как раз служит снижение памяти и внимания. Человек легко забывает последние события, часто подменяя их воспоминаниями о прошлом. Изменяется характер человека, он становится требовательным, апатичным, эгоистичным. В дальнейшем, при отсутствии лечения, пациент теряет полностью ориентацию в пространстве и времени, не может назвать сегодняшнее число, теряется в знакомом месте, считают себя маленькими детьми, не понимают, где они находятся, не узнают близких людей. Считается, что к болезни Альцгеймера существует наследственная предрасположенность. Болезнь неизлечима, но при начатом на ранней стадии лечении, можно добиться длительного легкого течения без ухудшения состояния.

Не все ухудшения памяти можно соотнести с локальным поражением головного мозга. Иногда человек неосознанно старается забыть тревожные мысли, неприятные события, обидные слова. Это механизмы защиты. Их довольно много. И в том случае, если человек постоянно применяет один из этих механизмов, то это может быть расценено им и окружающими как проблемы с памятью. Тем более, те негативные эмоции, которые «вытеснены», или «забыты» оказывают негативное влияние на организм, выливаясь в нервоз, немотивированную агрессию и т.д.

Лечение ухудшения памяти

Лечение ухудшения памяти зависит, естественно, от причины, ее вызвавшей. Возможно применение лекарственных препаратов, но ни один из них не может быть назначен самостоятельно без врачебного контроля. При нарушениях памяти специалисты часто рекомендуют прием ноотропных препаратов.

В лечении используются:
Билобил;
Глицин;
Аминалон;
Пантогам;
Пирацетам.
Как правило, курсы лечения довольно длительные. Параллельно принимают мультивиамины. Подробнее о лекарствах для улучшения памяти с дозировками и курсами приема >>

Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.

Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.

Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.

Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина — в нарушении внимания.

Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход — постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.

Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.

Вот некоторые из этих упражнений:

— Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
— Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши — правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
— Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
— Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
— Освойте новый вид рукоделия.
— Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
— Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
— Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
— Пытайтесь говорить на незнакомых языках.

Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.

Использованные источники: medicalj.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

Эпилепсия постепенно лишает человека памяти

Бразильские ученые пришли к выводу о том, что приступы эпилепсии со временем приводят к ухудшению памяти.

Сокращение плотности клеток в определенных частях гиппокампа (области мозга, обрабатывающей и хранящей информацию) может быть связано с дефицитом короткой и длинной памяти у жертв эпилепсии. Особенно этому бывают подвержены те, кто сталкивается с припадками, воздействующими на височную долю.

Жертвы височной эпилепсии, вызванной склерозом гиппокампа (гибель нейронов и глиоз нервной ткани гиппокампа), обладают нарушенной памятью. Им бывает тяжелее вспоминать детали тех или иных событий повседневной жизни.

Исследователи из Федерального университета Сан-Паулу изучали память и языковые навыки 72 пациентов со склерозом гиппокампа, которые проходили через предоперационные осмотры. У этих людей тщательно исследовались образцы тканей мозга, которые удалялись из гиппокампа во время операций по поводу эпилепсии. Нейрофизиологические тесты показали, что у всех пациентов с дегенерацией правой доли гиппокампа наблюдались более значительные ухудшения памяти и речи по сравнению с теми, у кого дегенерация затрагивала левую долю.

Другие подробности об исследованиях ученых вы можете прочесть в разделе Наука.

Использованные источники: sobesednik.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Обморок различие эпилепсией

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

Эпилепсия ухудшилась память

Здравствуйте, проект «Не Бойся».
Мой сын страдает эпилепсией. Приступы происходят, в среднем, 1 раз в месяц. Стала ухудшаться память. Появились такие проблемы — не может запомнить стихотворение, таблицу умножения, запомнить и написать изложение, запомнить фамилии друзей и т д.
Что надо делать в таком случае? Надо что — то пить для памяти? Есть ли какие «приемы — упражнения» для ее тренировки?

Ответ психолога проекта «Не Бойся».

У ребенка, имеющего приступы эпилепсии, нередко встречается нарушение памяти.
Не надо сразу впадать в панику.
Чтобы определить степень выраженности нарушений памяти, следует для начала провести психологическое тестирование.
При исследовании у психолога, часто выявляется лишь ее легкое снижение.

Если проблема есть, первое, что надо сделать, это рассказать эпилептологу о своем беспокойстве по этому поводу. Возможно, понадобится коррекция терапии. Расстройства памяти у больного эпилепсией могут быть вызваны разными причинами.
Пить или не пить дополнительные препараты подскажет Ваш лечащий врач.

Теперь о том, что касается «приемов — упражнений».

Все знают о таких способах, как запоминание больших текстов наизусть или игра в картинки, где с каждым днём нужно запоминать всё большее количество картинок и их находить, полезно читать вслух, рисовать геометрические фигуры и т д.
Существует много разных игр для тренировки.
Как пример :
Игра «Что исчезло»
Положить картинки или предметы, ребёнок смотрит и запоминает их, отворачивается, вы прячете какой — то предмет, ребенок старается вспомнить, какой.

Но, оказывается, что есть такие способы, которые не заставляют прилагать совершенно никаких усилий. Такие способы станут прекрасным дополнением к основным, эдакие маленькие бонусы.

Итак, вот они:
Ассоциации.
Это и вправду действенный метод, которому можно учить уже с детства детишек, что плохо запоминают стихи. Также, этот способ невероятно хорош при изучении иностранных языков: ну, вот никак не даётся какое-то слово или выражение. Что делать? Соотнести его с чем-то хорошо известным на своём родном языке.

Никак не запоминаются имена и фамилии?
Нужно найти что-то, с чем будет ассоциироваться данный человек или его имя.
А можно провести параллель между ним и его внешним видом, например, девушка по имени Роза очень любит красную одежду, или молодой человек по имени Александр очень похож на одноименного персонажа из фильма «Приключения Шурика…».
Любая зацепка за ассоциацию с чем-то здесь в помощь.

Прогулки.
Вообще, о силе свежего воздуха много говорить не нужно, всё и так известно. Также, понятно, что любой перерыв в работе только увеличивает дальнейшую мозговую деятельность. Нужно заучить длинную речь? После плодотворной и многочасовой работы необходимо отправиться на прогулку, набраться новых сил и сменить обстановку. А далее, можно повторять то, что запомнилось ранее. И не стоит забывать, что при физических нагрузках (не на износ, конечно) усиливается кровообращение, что помогает лучше работать мозгу.

Использованные источники: epilepsy.su