Эпилепсия умственно отсталые

Клинические признаки умственной отсталости

Клинические признаки умственной отсталости

Наиболее частым проявлением умственной отсталости является равномерно низкий уровень результатов по всем видам тестов для оценки интеллекта, включая задания на усвоение новой информации, краткосрочную память, использование понятий и решение проблем. Специфические отклонения могут привести к особым трудностям. Например, отсутствие навыков зрительно-пространственного восприятия может явиться причиной многих практических трудностей (в частности, неспособности одеться); возможны несоразмерные трудности с языком или социальным взаимодействием, которые связаны с поведенческим расстройством. У ребенка с умственной отсталостью обычные поведенческие проблемы детского возраста имеют тенденцию проявляться позднее, когда он физически более развит, чем нормальный ребенок, и длятся они дольше. Такие поведенческие проблемы обычно медленно смягчаются с возрастом. В то же время часто отмечается улучшение в выполнении интеллектуальных тестов.

Легкая умственная отсталость (IQ 50–70)

В общей численности умственно отсталых люди с легкой умственной отсталостью составляют около четырех пятых. Как правило, внешность их ничем не примечательна, а любые сенсорные или моторные дефекты незначительны. У большинства представителей этой группы языковые способности и социальное поведение в дошкольном возрасте развиваются более или менее нормально, а умственная отсталость может и не быть официально идентифицирована. Во взрослом возрасте большинство из них могут самостоятельно жить в нормальном окружении, хотя им и может понадобиться помощь в решении вопросов, связанных с обеспечением жильем и трудоустройством, или же при каких-то чрезвычайных стрессовых ситуациях.

Умеренная умственная отсталость (IQ 35–49)

Эта группа составляет около 12 % случаев умственной отсталости. Большинство людей с умственной отсталостью средней степени могут разговаривать или, по крайней мере, их можно научить общаться; большая их часть способны научиться обслуживать себя, хотя и нуждаются в руководстве. Став взрослыми, они обычно в состоянии выполнять какую-либо несложную, привычную работу и ориентироваться в окружении.

Тяжелая умственная отсталость (IQ 20–34)

Эта группа составляет около 7 % всех случаев умственной отсталости. В дошкольный период развитие детей с тяжелой умственной отсталостью, как правило, сильно замедлено. В конце концов многих из них можно научить ухаживать за собой (под постоянным контролем) и элементарно общаться. Во взрослом возрасте они могут выполнять простые задания и в ограниченной степени проявлять социальную активность. Среди больных с тяжелой степенью умственной отсталости выделяется небольшая группа «ученых идиотов», обладающих крайне специфическими когнитивными способностями, обычно ассоциируемыми с высоким интеллектом (Hermelin, O’Connor 1983).

Глубокая умственная отсталость (IQ менее 20)

Представители этой группы составляют менее 1 % умственно отсталых. Лишь небольшая их часть могут научиться полностью заботиться о себе. Некоторые в конце концов обучаются простой речи и усваивают элементы простейших форм социального поведения.

СОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Наиболее важными соматическими нарушениями, наблюдаемыми среди умственно отсталых, являются сенсорные и двигательные нарушения, эпилепсия и недержание. У людей с тяжелой умственной отсталостью (особенно у детей) обычно имеются те же проблемы, часто в форме множественных расстройств. Только треть из них не страдают недержанием, способны самостоятельно передвигаться и не имеют серьезных поведенческих проблем; четвертая часть находится в крайней степени зависимости от окружающих. У людей с легкой умственной отсталостью бывают аналогичные проблемы, но встречаются они реже, и требуется определить, нуждаются ли они в специальном обучении. Любые сенсорные нарушения создают значительные дополнительные препятствия для нормального когнитивного развития. Известно, что около пятой части детей с умственной отсталостью, находящихся в больнице, страдают каким-то дефектом зрения или слуха (см.: Department of Health and Social Security 1971). Часто встречаются двигательные нарушения, включающие в себя мышечную спастичность, атаксию и атетоз.

Эпилепсия широко распространена среди умственно отсталых, особенно при тяжелой умственной отсталости. Corbett et al. (1975) обследовали страдающих тяжелой умственной отсталостью детей из пригорода Лондона (находящихся как в больнице, так и вне ее). У одной трети этих детей в разное время бывали судорожные припадки, у одной пятой до обследования припадок бывал по крайней мере один раз в год. Чаще всего эпилепсия наблюдалась при умственной отсталости, обусловленной поражением мозга, и почти не встречалась в случаях, связанных с хромосомными нарушениями. С возрастом распространенность эпилепсии уменьшалась, частично вследствие того, что больные с тяжелыми повреждениями коры головного мозга, как правило, рано умирают, и частично потому, что с возрастом эпилепсия обычно ослабевает независимо от уровня интеллектуальных способностей.

Типы эпилепсии, обнаруживаемые среди умственно отсталых больных, обычно те же, что и у людей с нормальным интеллектом. Однако некоторые редкие синдромы связаны именно с умственной отсталостью. Примером являются детские спазмы, при которых припадки начинаются на первом году жизни и принимают форму так называемых «селям приступов» (селям — восточное приветствие. — Ред.), сопровождающихся тонической флексией шеи и туловища, а также движениями рук в стороны и вперед. Припадки длятся несколько секунд (Corbett, Pond 1979). Есть также сообщения о связи этого состояния с аутизмом.

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У БОЛЬНЫХ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

У больных с умственной отсталостью бывают различные психические расстройства, но их симптомы очень часто видоизменены вследствие низкого интеллектуального уровня этих больных (Reid 1982; Corbett 1985). При тяжелой форме умственной отсталости и ограниченном развитии речи проявления некоторых симптомов, таких как бред, галлюцинации и обсессии, по-видимому, особенно сильно отличаются от наблюдаемых у пациентов с нормальным интеллектом. Выявить наличие симптомов у такого больного трудно еще и потому, что для адекватного описания испытываемых ощущений требуется достаточное владение речью (вероятно, как минимум на уровне IQ 50). Следовательно, при установлении диагноза психического расстройства у людей с умственной отсталостью больше внимания следует уделять поведению и меньше — самоотчету о психических переживаниях, который был бы важным моментом при обследовании больных с нормальным интеллектуальным развитием.

Далее следует краткий обзор основных синдромов.

Шизофрения

Клиническая картина шизофрении у больных с умственной отсталостью особенно характеризуется бедностью мышления. Бред менее сложен, чем у людей с нормальным интеллектуальным развитием. Содержание галлюцинаций простое и повторяющееся. Иногда трудно отличить двигательные расстройства, присущие шизофрении, от моторных расстройств, типичных для умственно отсталых. Трудно поставить определенный диагноз шизофрении, когда IQ ниже 45, но при наличии явного ухудшения интеллектуального или социального функционирования без признаков органического поражения необходимо рассмотреть возможность такого диагноза, особенно если совершаются странные поступки, не соответствующие прежнему поведению больного. При затянувшихся сомнениях в диагнозе часто бывает целесообразно попробовать применить нейролептики.

В прошлом некоторые психиатры (включая Крепелина) описывали синдром под названием «пфропфшизофрения». Считалось, что это расстройство начинается у детей и подростков с задержкой умственного развития и характеризуется манерностью и стереотипиями. Теперь эти признаки скорее относят к тяжелой умственной отсталости, чем к шизофрении.

По существу принципы лечения шизофрении у больных с умственной отсталостью те же, что и у больных с нормальным интеллектуальным развитием.

Аффективные расстройства

Страдая депрессивным расстройством, умственно отсталые меньше жалуются на изменения настроения или высказывают депрессивные мысли, чем больные с нормальным интеллектуальным развитием. Диагноз следует устанавливать главным образом на основании внешних проявлений тоски, нарушений аппетита, сна и поведения в виде заторможенности или ажитации. Больные с тяжелой формой депрессии, обладающие адекватными вербальными способностями, могут описывать галлюцинации или бред. Некоторые совершают попытки самоубийства (как правило, плохо продуманные). Диагноз мании следует ставить прежде всего на основании гиперактивности и таких поведенческих симптомов, как возбуждение, раздражительность и нервозность. Принципы лечения аффективных расстройств у больных с умственной отсталостью по сути такие же, как и у людей с нормальным интеллектом.

Неврозы

Невротические расстройства, как правило, возникают у людей с менее выраженной умственной отсталостью, особенно когда они сталкиваются с изменениями привычного уклада их жизни. Клиническая картина часто смешанная. Могут ярко проявиться конверсионные и диссоциативные симптомы. Лечение обычно направлено в большей степени на внесение изменений в среду, окружающую больного, чем на обсуждение его проблем.

Расстройства личности

Расстройства личности широко распространены среди умственно отсталых. Иногда они приводят к более значительным проблемам в ведении больного, чем сама умственная отсталость. В общем подход к пациентам с этими расстройствами не отличается от описанного, хотя больший акцент делается на подборе более приемлемой для больного окружающей обстановки и меньший — на попытках привести его к пониманию своего состояния (Reid, Ballinger 1987).

Органические психические расстройства

Они часто встречаются среди умственно отсталых. Нарушение поведения вследствие делирия иногда является первым признаком соматического заболевания. Подобным же образом прогрессирующее снижение интеллектуального и социального функционирования может быть первым признаком деменции. Оба этих синдрома чаще встречаются в экстремальные периоды жизни — в ее начале и в конце. Синдром, известный как детский дезинтегративный психоз (см.), является формой деменции, возникающей в раннем возрасте; он часто связан с липидозом или другой прогрессирующей патологией мозга. С увеличением средней вероятной продолжительности жизни умственно отсталых повышается распространенность деменции, возникающей в поздние годы жизни.

Существует особая связь между болезнью Альцгеймера и синдромом Дауна (см.).

Аутизм и синдром гиперактивности

Оба синдрома широко распространены среди умственно отсталых. Они обсуждаются в главе, посвященной детской психиатрии (см.; см.).

Расстройства поведения

Стереотипные или повторяющиеся и явно бесцельные движения нередко характерны для больных с тяжелой умственной отсталостью. Они встречаются приблизительно у 40 % детей и 20 % взрослых. Повторное самоповреждение встречается реже, но может оказаться даже более стойким (Corbett 1985; Kirman 1987; Griffin et al. 1987). Многие дети с тяжелой умственной отсталостью гиперактивны, часто отвлекаются, импульсивны, но не до такой степени, чтобы им можно было поставить диагноз «синдром гиперактивности». Другими типичными нарушениями являются эмоциональная лабильность (включая бурные вспышки раздражения), самовозбуждение, пика (McLoughlin 1987) и чрезмерная зависимость (Quine 1986). При тяжелой степени этих нарушений может потребоваться госпитализация, хотя обстановка медицинского учреждения может их усугубить. Противозаконные действия редко являются серьезной проблемой (см., а также Hunter 1979).

Сексуальные проблемы

Наиболее часто встречающейся проблемой является мастурбация в общественных местах. Некоторые умственно отсталые больные демонстрируют по-детски непосредственный интерес к телу других людей, который может быть неправильно истолкован как сексуальное любопытство. Ранее существовали большие опасения относительно того, что умственно отсталые будут совершать половой акт и производить на свет неполноценных детей. В настоящее время стало очевидным, что многие формы тяжелой умственной отсталости не наследуются, а те, которые являются наследственными, часто сочетаются с бесплодием. Более важная причина для беспокойства заключается в том, что из людей с тяжелой умственной отсталостью, даже если их дети будут обладать средним уровнем интеллекта, вряд ли получатся хорошие родители. При наличии современных контрацептивных средств риск незапланированной беременности существенно снизился. (Дополнительную информацию можно найти у Craft А. и Craft М. 1981.)

Использованные источники: info.wikireading.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  С похмелья приступ эпилепсии что делать

  Растения против эпилепсии

  Травница эпилепсия

Обнаружены новые причины развития эпилепсии и умственной отсталости

Группа итальянских ученых из Института Неврологии Национального Исследовательского Совета обнаружила один из молекулярных механизмов, который приводит к развитию эпилепсии и умственной отсталости. Работа проходила под руководством доктора Марии Пассафаро. Результаты были опубликованы сегодня на официальном сайте организации.

Эпилепсия — одно из самых распространенных хронических неврологических заболеваний, которое встречается как у людей, так и у некоторых животных (например, собак, кошек и мышей). Для умственной отсталости характерна задержка развития психики и другие симптомы, возникающие из-за множества различных факторов. Несмотря на различную этиологию, оба заболевания имеют генетические предпосылки и развиваются в детстве. В ходе нового исследование ученые установили, что помимо схожих черт обе болезни имеют еще и один общий молекулярный механизм, который в некоторых случаях приводит к развитию заболеваний.

Оба заболевания в некоторых случаях связаны с мутациями в гене KIAA1202, который содержит необходимую информацию для производства белка Shrm4. В ходе экспериментов исследователям удалось установить роль белка Shrm4: оказалось, что он играет решающую роль, неся ответственность за правильное позиционирование рецепторов GABAB. Специалисты выяснили, что эта активность осуществляется с помощью молекулярного мотора динеина, а Shrm4 служит адаптером между динеином и рецепторами GABAB. Однако вследствие мутаций, когда Shrm4 отсутствует, рецепторы GABAB не могут связаться с синапсами и выполнять свою роль.

В процессе экспериментов над животными ученые регистрировали электрические токи в мозге без Shrm4 и обнаружили снижение количества ингибирующего компонента. Следствием этого является увеличение количества эпилептических припадков у этих животных и появление других дефектов, таких как повышенная тревожность и нарушения в способности к обучению и общительности. По мнению автора работы, все это позволяет по-новому взглянуть на создание лекарств от эпилепсии и умственной отсталости.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Эпилепсия передается по наследству внукам

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

  С похмелья приступ эпилепсии что делать

  Эпилепсия из-за отека головного мозга

Эпилепсия умственно отсталые

ЭПИЛЕПСИЯ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В клинике нередко обнаруживается сочетание интеллектуальных нарушений и судорожных припадков (Годинова А. М., 1963; Исаев Д. Н. с сотр., 1968; Поппе Г. К., 1975, и др.). В связи с тяжестью, а нередко и опасностью этих психических расстройств приходится решать несколько вопросов. Первый из них диагностический: имеется ли в определенном случае одно заболевание или это сочетание двух независимых

Интеллектуальные нарушения могут быть проявлением умственной отсталости, а пароксизмальные расстройства — одним из ее симптомов. Это сочетание очень распространено, поскольку и психические нарушения, и припадки нередко связаны с одной и той же причиной — органическими или метаболическими поражениями головного мозга. В этом случае оба синдрома расцениваются как единая клиническая форма.

Пароксизмальные расстройства наблюдаются при психическом недоразвитии, вызванном наследственными метаболическими дефектами: гипераммониемией, аргининемией, гистидинемией, ацидемия-ми и многими др. Примером может служить фенилкетонурия, при которой у 50% детей наблюдаются инфантильные спазмы («салаамовы» судороги, «кивки»), абсансы. Наряду с токсическим действием накапливающегося в организме фенилаланина в генезе припадков играет роль нарушение обмена моноаминовых медиаторов.

Эпилептиформные приступы могут быть в составе клинической картины умственной отсталости, сочетающейся с нарушением формирования костей черепа: краниостеноза, микроцефалии. Повышение внутричерепного давления в этих случаях — одна из главных причин возникновения пароксизмальных расстройств.

Умственно отсталый субъект может заболеть эпилепсией. В свете исследований М. Б. Даниэлова (1975), показавшего независимость наследования умственной отсталости и эпилепсии, такой комплекс вполне вероятен. В этом случае присутствует две болезни, а их сочетание называется коморбидностью.

Возможен и такой вариант, при котором эпилептическая болезнь протекает злокачественно, и потому в ее клинической картине обнаруживаются как припадки, так и стойкие тяжелые изменения психики в форме деменции. Так, младенческие формы эпилепсии, как правило, приводят к тяжелым формам слабоумия.

Также может иметь место сочетание интеллектуальных нарушений и припадков, при котором оба психических расстройства являются симптомами другого — третьего заболевания. Таким заболеванием может быть, например, опухоль головного мозга, органическое заболевание головного мозга (синдром Стардж—Вебера, болезнь Реклингаузе-наи др.).

Кроме того, у детей с умственной отсталостью возможно возникновение единичной (или повторной) эпилептической реакции, появляющейся в ответ на чрезмерные по силе воздействия (например, отравления). К этим случаям следует относить значительную часть фебрильных (гипертермических) судорог.

Второй вопрос, напрямую связанный с первым, формулируется как вопрос о типе лечения и его успешности.

Третий вопрос затрагивает патогенетическую сущность сочетающихся между собой психических нарушений. От ответа на него в значительной степени зависит не только лечение, но и, что особенно важно, — профилактика.

Использованные источники: sinref.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Криптогенная эпилепсия с полиморфными

  Эпилепсия симптомы признаки причины последствия

  Может ли ээг вызвать приступ эпилепсии

  Эпилепсия из-за отека головного мозга

Эпилепсия: что надо знать о заболевании

Об эпилепсии слышал каждый из нас, однако, далеко не все представляют, что это за заболевание, как проявляется и почему возникает. У большинства эпилепсия ассоциируется с эпилептическим припадком, во время которого пациент бьется в судорогах, а изо рта у него идет пена. В действительности все не совсем так – проявлений эпилепсии немало, в некоторых случаях приступы проходят иначе.

Об эпилепсии известно довольно давно, пожалуй, она является одним из самых старых распознаваемых состояний в мире – обнаружены описания заболевания, которым несколько тысяч лет. Люди, страдающие эпилепсией и члены их семей, предпочитали скрывать свой диагноз – это часто происходит и в наши дни. Эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают, что «на протяжении столетий эпилепсия была окружена страхом, непониманием, дискриминацией и социальной стигматизацией. Во многих странах стигматизация в некоторых ее формах продолжается и поныне и может повлиять на качество жизни людей, страдающих этим расстройством, а также их семей».

26 марта – Всемирный день больных эпилепсией или, как его еще называют, Фиолетовый день. Он был придуман в 2008 году девятилетней Кессиди Меган, решившей доказать обществу, что несмотря на свой диагноз она ничем не отличается от всех остальных людей. Сейчас во всем мире насчитывается около 50 миллионов человек, страдающих эпилепсией, которая считается одним из наиболее распространенных неврологических заболеваний. О заболевании, пациентах и методах лечения говорят самое разное, нередко люди пребывают во власти стереотипов, мифов и заблуждений. Разберемся, что такое эпилепсия, как ее лечат и в чем ошибаются многие из нас.

Эпилепсия – не психическое заболевание

Действительно, несколько десятков лет назад считалось, что лечение эпилепсии – прерогатива психиатров. А еще раньше существовало мнение, что эпилепсия – одна из форм сумасшествия. Пациентов, испытывавших приступы, помещали в дома для умалишенных и изолировали от общества. Кроме того, была распространена точка зрения, что таким людям не стоит вступать в брак и рожать детей.

Бывают различные формы эпилепсии и далеко не во всех случаях они являются наследственными. Большинство людей, страдающих этим заболеванием, не страдают слабоумием или недостатком интеллекта – диагноз не мешает им вести вполне полноценную жизнь.

В тех случаях, когда у пациента действительно есть умственная отсталость, эпилепсия чаще всего сочетается с другими нарушениями, например, тяжелым заболеванием мозга.

Сейчас совершенно точно известно, что это заболевание не является психическим, а людей, страдающих эпилепсией, направляют к неврологу или эпилептологу – специалисту именно по этому заболеванию.

Эпилепсия может дебютировать и у взрослых

Эпилепсия может развиться в любом возрасте, однако в 70% случаев заболевание впервые диагностируют у детей или подростков. Кроме того, болезнь часто поражает и людей пожилого возраста. Причины возникновения эпилепсии могут быть самые разные: перенесенные инфекции, неврологические заболевания, например, инсульты.

Эпилепсию можно вылечить

Многие считают, что люди, у которых диагностирована эпилепсия, обречены на пожизненные страдания. Это совсем не так. В настоящее время около 70% случаев эпилепсия поддается лечению и во многих случаях удается достичь ремиссии. Немаловажным при этом является приверженность пациента лечению, то есть своевременный прием назначенных препаратов и отсутствие нарушений режима (например, накладывается запрет на алкоголь).

Широко распространено заблуждение, что прием противоэпилептических препаратов сопровождается рядом серьезных осложнений и потому люди относятся к таким лекарствам с подозрением. Конечно, лекарства эти довольно серьезные и принимаются лишь при назначении врача и под его контролем, однако отказываться от их приема не нужно – последствия приступов являются для организма гораздо более опасными. Прием любого назначенного препарата начинают с минимальной дозы, постепенно увеличивая ее до той, которая подходит для каждого конкретного пациента.

Приступ могут спровоцировать разные факторы

Существует немало раздражителей, способных вызвать приступы у пациентов с эпилепсией. Среди них мерцающий свет, нарушение режима дня (недосыпание, смена часовых поясов) и питания, стресс, прием алкоголя, наркотиков и некоторых лекарственных препаратов.

Жизнь с эпилепсией требует от пациента достаточно серьезного самоконтроля. К счастью, с большинством раздражителей, провоцирующих приступы, можно справиться или избежать их.

Эпилептический приступ не всегда характеризуется судорогами и потерей сознания

Многие убеждены, что приступы проходят по единственно возможному сценарию – человек теряет сознание, бьется в судорогах, вокруг рта появляется пена. Это совсем не так.

«Приступами могут быть любые внезапные события, которые происходят с человеком. Его задача в этом случае — обратиться к врачу, а задача врача – квалифицировать событие. То есть, распознавать, что случилось, должен врач», – отмечает Кира Владимировна Воронкова, профессор, д.м.н., врач-невролог, эпилептолог, вице-президент Объединения врачей-эпилептологов и пациентов России.

Что может насторожить человека и заставить прийти к врачу? «Приступ замирания, застывания, остановки взгляда и речи без падения, но с возможным перебиранием руками или причмокиваниями, – добавляет Кира Владимировна, – Могут быть приступы подергиваний верхних и/или нижних конечностей. Тогда могут даже выпадать предметы из рук и возникать приседания с падениями назад».

Могут возникать и другие странные, с обывательской точки зрения, вещи. По мнению эксперта, это и зрительные образы (не путать с мигренью!), иногда очень простые, а также слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации; локальные онемения и подергивания в одной конечности иногда с переходом и на другие участки (например, может «задрожать» рука или возникнуть онемение в лице). Может быть ощущения странной обстановки, каких-то странных мыслей и чувств, искажений действительности. Все эти явления и другие должны пациента заставить задуматься о походе к врачу-неврологу. Важно, что любые внезапные странные приступы должны насторожить человека, однако давать оценку происходящему может только врач.

Нужно знать, как помочь человеку, испытывающему эпилептический приступ

Если у человека рядом возникает самый известный тип эпилептического приступа – с падениями, судорогами и потерей сознания, иногда – с прикусыванием языка, пеной изо рта, то самое главное в данном случае – не навредить.

«Человека нужно положить на бок, подложить под голову мягкий предмет (одежду или сумку, например) и засечь время, – объясняет Кира Владимировна – Категорически запрещено вставлять что-то в рот, разжимать зубы, сдерживать и наваливаться на человека, поливать его водой. Приступы обычно сами начинаются и сами заканчиваются, а сознание после приступа может быть спутанным. Иногда требуется вызвать скорую помощь, особенно если приступ длительный – более нескольких минут. Однако если возникают вышеописанные приступы без падений, то с человеком достаточно просто побыть рядом, понаблюдать, чтобы он не попал в травмоопасную ситуацию».

Использованные источники: med.vesti.ru

Похожие статьи